Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой

  • 👀 732 просмотра
  • 📌 678 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой» doc
ЛЕКЦИЯ 3 (НАЧАЛО). ПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой Области соприкосновения правоохранительной деятельно­сти с педагогикой. Педагогические аспекты имеются в деятельно­сти всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общест­ва и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические осо­бенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохра­нительной деятельности каждого специалиста с педагогикой. Первая область соприкосновений, — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Сотрудник наиболее часто обнаруживает проявле­ния общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученности соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, при совершении сделок и др. Это повсеместно встречающийся факт и закрыть на него глаза не­возможно. Плохо, когда он не усматривается, не понимается, не оценивается, ибо это не способствует успеху решения профессио­нальных задач сотрудником, Вторая область соприкосновения, - возникающие при осу­ществлении правоохранительной деятельности проблемы и необ­ходимость их решения на основе рекомендаций педагогики Зна­чительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятие их во внимание при решении и изменение их для лучшего решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснения, обогащать зна­ниями правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправ­лять поступки и др. Всем своим видом и поведением сотрудники, кроме того, помимо своего желания, оказывают социально-педагогическое влияния на граждан. Третья область соприкосновения влияние на деятельность сотрудника и ее результаты его собственных педагогических особенностей — общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость оче­видна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотруд­ник, тем выше достигаемые им результаты и иначе быть не может. Четвертая область соприкосновения — влияние на деятель­ность сотрудника и ее результаты профессионализма (образо­ванности, обученности, воспитанности, развитости) других со­трудников и их групп, с которыми он взаимодействует и его соб­ственное мастерство взаимодействия с нами. Таким образом, правоохранительная деятельность объектив­но, независимо от чьей-то воли и желаний, сталкивает сотрудни­ков с педагогическими факторами, которые ставят их в опреде­ленные условия решения профессиональных задач, влияют на них и на те, на которые они сами влияют. Поэтому правоохрани­тельная деятельность объективно предъявляет и требования к профессионально-педагогической подготовленности ее субъектов - сотрудников правоохранительных органов. Однако есть особенности в деятельности разных специали­стов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условия­ми, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специали­стов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленно­сти. Виды правоохранительной деятельности - разновидности педагогической. Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических за­дач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических обра­зовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием. Виды правоохранительной деятельности с педагогической функцией. Для второго вида деятельностей специалистов, долж­ностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существую­щие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или об­служивающий достижение главной профессиональной цели харак­тер. Это — деятельность всех категорий руководителей (началь­ников, командиров), работников управленческих аппаратов, уча­стковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппара­тов, автоинспекторов и др. При осуществлении педагогической функции необходимо ак­тивно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, ор­ганизационные и пр.), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессио­нальных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессио­нально-педагогическая обученность. Виды правоохранительной деятельности с социально-педагогическим влиянием на граждан. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов правоохранитель­ных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогиче­ских воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, дейст­вий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также пе­дагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требова­ния и др. Педагогические влияния оказывают и чисто право­охранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопро­сов (например, успех-неуспех в наведении порядка в обществен­ных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террори­стических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с кото­рыми обращаются граждане и др.). Педагогический (социально-педагогический) эффект от кон­такта гражданина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в: • возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведе­ния, умения вести правомерно, • воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту; • побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенче­ских и бытовых привычек и повышению правовой требовательно­сти к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспи­танию; • воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра; - понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан; - в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию пра­воохранительным органам и др. Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30—40 миллионов в год), они час­ты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливают­ся в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и про­изводят реальный эффект изменения правосознания и других эле­ментов их правовой культуры. Вопросы только в том — сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессиона­лизма — профессионально-педагогической информированности. К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относят­ся: работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канце­лярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных. 3.2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов В этом параграфе осуществляется педагогическая профессиография в основном тех специалистов, которые отнесены выше к третьему виду правоохранительных деятельностей, спе­циалистов, чья деятельность обычно никак не связывается с педа­гогикой. Педагогика в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы. Патрульно-постовая служба милиции выполняет функ­ции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных обществен­ных местах. Ее главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Для несе­ния службы используются различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения, контрольно-про­пускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие, В общении с окружающими сотрудники патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия - законными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе верности Присяге, самоотверженности и посто­янной готовности к выполнению своего служебного долга, ответст­венности за обеспечение правопорядка, непримиримости к право­нарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - пре­дотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать граждан от совер­шения противоправных действий и разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения, свои требования и замечания изла­гать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь пострадавшим гражда­нам, при применении предусмотренных законом мер к правона­рушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются. Если правонару­шитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы и правовые акты. Замечания наруши­телям, имеющим при себе детей, рекомендуется делать по возмож­ности так, чтобы дети это не слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития1. При совместном несении службы с представителями общест­венных формирований патрульные обязываются обучать их мето­дам работы по предупреждению, выявлению и пресечению право­нарушений. Нарядам милиции дается право применять в предусмотренных Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наруч­ники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транс­порта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки, оценить обстоятельства, запрещающие их применять. При подготовке к обеспечению общественного порядка и об­щественной безопасности в условиях проведения массовых мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обя­занности милиции, мер ответственности организаторов и участни­ков этих мероприятий, а также приемов несения службы в усло­виях осложнения обстановки. .Профессиональное общение патрульного, постового милицио­нера с гражданами представляет собой обусловленный правом, актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране общественного порядка и борьбы с преступно­стью. Основной задачей его, как считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на правосознание граждан, а основным методом — убеждение, сочетающееся с при­нуждением2. Его общение с гражданами оставляет след в их пра­восознании3, а само общение требует специальной психолого-педагогической подготовки4. В процессе и но результатам обще­ния у граждан складывается представление о работниках мили­ции, о их работе, о наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает уважение или неудовлетво­ренность ими, желание выполнять их требования или вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты, знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет милиции. Педагогика в деятельности сотрудников ГИБДД. Деятель­ность этих сотрудников предполагает воспитание участников до­рожного движения — водителей и пешеходов, В интересах соблю­дения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участни­ков движения. Достижимо это не только применением адми­нистративных мер, но и разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи. Подходя индивидуаль­но, они призваны учитывать педагогические особенности участни­ков дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе об­щения. Педагогические соображения должны лежать при опреде­лении степени вины, которая не должна сводиться к стандартной причине — недисциплинированности, ибо причиной может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет, вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к кон­фликтам, к непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в целом. Непродуманные в воспита­тельном плане действия сотрудников дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать граж­дан на нарушения дисциплины на дороге. Воспитательные и обучающие воздействия, учет педагогиче­ских особенностей людей нужны и при проведении технических осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшест­вий, административных правонарушений. Ответственны педагогические задачи сотрудников ГИБДД в профилактике детского травматизма и гибели детей и подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обу­чении и воспитании детей положительные результаты ощутимы. Велико социально-педагогическое влияние примера поведения и решений инспекторов, с которыми имеют частые контакты мил­лионы, десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведения, мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы дорожного движения. Воспитание водителей целесообразно осуществлять и при про­ведении технического осмотра автомобилей, который должен сопровождаться убеждением граждан в необходимости содержания автотранспорта в исправном состоянии и своевременности прове­дения технического осмотра. Особое место в деятельности ГИБДД занимают службы, осу­ществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, оказание воспитатель­ного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, прием теоретиче­ских и практических экзаменов на право управления автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Ре­шение всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей профессионально-педагогической подготовленности. Педагогика в деятельности участковых инспекторов мили­ции. Участковые инспектора решают многие десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служеб­ных направлений работы участкового инспектора: правовым вос­питанием населения, проведением профилактических мероприя­тии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др. Педагогическая профилактика осуществляется участковым ин­спектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь участковому ин­спектору, так как несовершеннолетние часто владеют информаци­ей, представляющей оперативный интерес. Педагогика в деятельности сотрудников оперативно-розыскных аппаратов. Эти сотрудники решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят профилактиче­скую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педа­гогический аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориен­тироваться в оперативной обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им надо хорошо раз­бираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педа­гогические (особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и др.), учитывать их. Подбор и рас­становка негласного аппарата, работа с ним включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно, если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно укрепление оперативных позиций на обслужи­ваемой территории, включающее в себя правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений сопряже­но нередко и с необходимостью инструктирования, дополнитель­ного обучения лиц, привлекаемых к нему. Педагогика в деятельности следователей. Следователи име­ются во многих правоохранительных ведомствах — прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как юрист в рамках своих профес­сиональных функций обязан так подготовить уголовное дело, что­бы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была допущена несправедливость, чтобы не пострадали неви­новные. Осуществляя предварительное расследование, он обязан не упускать возможности воспитательного воздействия на всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм нравственности, Его задача - не только раскрыть преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по возможности добиться того, чтобы преступник осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся, пришел к убеждению о необходи­мости жить по-новому5. Следователь должен стремиться для ус­пеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц граж­данскую позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, чест­ность и активность в изобличении виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспита­тельными воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия, допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каж­дое из них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями, консультированием, дачей советов, разъяс­нениями. Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагоги­ческие — образованность, воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие соверше­нию расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Законом установлена процессуальная обязанность следователя принимать меры, но выявлению факторов, условий и причин, ко­торые сказались на вызревании преступного замысла и совершение преступления, а также принимать меры по устранению причин и условий в ходе расследования уголовного дела (ст. ст. 21, 21.1 УПК РСФСР) внесением представлений в соответствующий ор­ган. Среди причин и условий социально-педагогические - среда, условия жизни, окружение, а также педагогические - общая об­разованность, обученность, воспитанность, развитость. Представ­ления поэтому могут и должны направляться в образовательные учреждения, содержать предложения по устранению педагогиче­ских причин и условий, способствовавших совершению преступле­ний, если они были установлены в ходе расследования. Особенно часто последнее необходимо делать при расследовании уголовных дел, связанных с несовершеннолетними. В таких случаях следова­тель должен проинформировать подразделения, занимающиеся профилактической работой с несовершеннолетними, комиссии по делам несовершеннолетних (там, где они существуют), другие го­сударственные органы и общественные организации. Задачами следственной профилактики выступает общая и специальная пре­венция преступлений, предотвращение и пресечение в процессе расследования уголовных дел других правонарушений. Четко представлен педагогический аспект в профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов6 при работе по конкретным уголовным делам с полученными в хо­де расследования материалами, данными оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли дан­ное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных преступлениях встал "ли не встал он на путь исправления. Составленная им характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при направлении его в органы исполняющие наказание продол­жить ресоциализационную работу с ним. Педагогика в деятельности судьи. Суд уполномочен вершить правосудие. Только он правомочен судить о праве, от имени госу­дарства признавать гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или отсутствии у гражданина прав, выносить окончательные, принудительного характера вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и спра­ведливость, беспристрастность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют с образом мифической богини право­судия Фемиды, величественной фигуры с завязанными глазами. Рассмотрением юридических дел и своими решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участ­вующих в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд есть не только судилище, но и школа»7. Обя­занность суда решать воспитательные задачи закреплена Основа­ми законодательства о судоустройстве. Все уголовное судопроизводство — от возбуждения уголовно­го дела до приговора суда — оказывает широкое провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся к деятельности образовательных, воспита­тельных и иных учреждений, влияющих на причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой информации. Повышенное воспитательное влияние име­ют выездные судебные заседания и разбор дел, связанных с на­рушениями законности представителями власти, а также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности каждого законом важнейших для правового государства. «Важное педагогическое значение суда присяжных» подчер­кивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди «уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвы­шенное сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...»8. Судье принадлежит решающая роль в работе суда. Воспита­тельное влияние на граждан оказывает его стиль работы, поведе­ние в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет. Обширное педагогическое влияние оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и профес­сионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым гражданином после встречи с ним и распространя­ются через знакомых, порождая воспитательные круги, расходя­щиеся среди населения. Наконец, судья призван работать со служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в совершенст­вовании правовых знаний. Воспитательное значение для работни­ков судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях. Педагогика в деятельности прокурора. Прокурор несет от­ветственность перед государством за состояние законности и борь­бы с правонарушениями. Он уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать деятельность правоохра­нительных органов, следить за соблюдением законности их работ­никами. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персо­нал всех правоохранительных органов. Он отвечает за все, за выполнение функций правоохранитель­ными органами, в частности, за профилактику преступлений на обслуживаемой территории, устранение причин и условий пре­ступности на ней, работу органов дознания и следствия по рас­крытию и расследованию преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и решать педагогические задачи, относящиеся к ним. Статья 21.1 УПК РСФСР обязывает прокурора при установ­лении причин и условий, способствовавших совершению преступ­ления, вносить в соответствующий государственный орган, обще­ственную организацию или должностному лицу представления о принятии мер по устранению их. Деятельность прокурора включается и в механизм правосу­дия. Поддерживая обвинение по уголовному делу, выступая на заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его работы — принципиальная борьба за соблюдение за­конности. Насыщены правовоспитательными и просветительскими влия­ниями встречи прокурора с населением, выступления перед ним, организация правовой пропаганды, забота о надлежащем освеще­нии деятельности правоохранительных органов, состояния закон­ности и правопорядка в средствах массовой информации. Изложенное в большей или меньшей степени касается всех работников прокуратуры — помощников и заместителей прокурора, прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание, обучение, развитие, внимание к повышению уров­ня их профессиональной образованности - еще одна задача про­курора, насыщенная педагогикой. Перечень юридических специальностей, деятельность которых в большей или меньшей степени имеет педагогический аспект, можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод, что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая ра­бота, учет педагогических, особенно правовоспитательных ре­зультатов поведения, решений, стиля работы, отношений к нуж­дам граждан и др. Вопрос в том — какова эта работа и ее результаты. Для оцен­ки ее достаточно привести некоторые цифровые данные. Опросы разных специалистов правоохранительных органов, проведенные в последние 20 лет (к сожалению, фрагментарные и нерегулярные), показывают, что только 25 — 30% прокуроров и адвокатов усмат­ривают воспитательный аспект в своей работе; более 60% опро­шенных судей воспитательную эффективность приговоров связы­вают с устрашающим воздействием, а оправдательные оценивают отрицательно. Только 10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб признают, что их поведе­ние, действия и решения оказывает влияние на правосознание на­селения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогиче­ские усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок. Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению. Изменение положения дел с участием всех сотрудников пра­воохранительных органов в формировании правосознания, право-аоспитании, повышении правовой культуры населения, не тре­бующее никаких дополнительных материальных и временных за­трат, а зависящее исключительно от ответственного, целенап­равленного и педагогически компетентного подхода к учету педа­гогических аспектов в своей профессиональной работе, от пра­вильного формирования их собственного профессионализма и правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по укреплению законности и правопорядка. 3.3. Превентивная педагогика Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последст­вия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и кото­рые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу9. Поэтому профилактике преступлений принадлежит при­оритетная и подлинно гуманная роль. Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть нераз­рывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность. В общей профилактике ее правовой аспект представлен уго­ловно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнитель­ной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный - моральной, психологической, педагогической, медицинской, пси­хиатрической и др. Педагогическая профилактика — использование педагогиче­ских средств в предупреждении преступлений, которые разраба­тывает особый раздел юридической педагогики - превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профи­лактической работы — это включение в нее возможностей превен­тивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, ме­тодов, приемов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раз­двигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффектив­ности профилактики — в ее административно-правовой ограни­ченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, поло­живший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследо­ванию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основа­ния говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о ее педагогических основах»10. Он отнес криминологиче­скую педагогику к частной криминологической теории. Превентивная педагогика рассматривает назначение педагоги­ческой профилактики как содействие предупреждению преступле­ний устранением педагогических (социально-педагогических, пси­холого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку ду­мать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагоги­ческой деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспиты­вающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые. Педагогическая профилактика - гуманное и демократичное направление в профилактике, ориентированное на помощь граж­данам, попавшим в криминогенно опасный период жизни (ситуацию), помощь, осуществляемую в их же интересах и инте­ресах общества. Ее развитие отвечает сути и положениям Консти­туции Российской Федерации и принятых Россией международ­ных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Кодек­са поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступ­лений и злоупотреблений властью, Руководящих принципов в об­ласти предупреждения преступности и уголовного правосудия. Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики: • криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распростра­ненности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением; • прогностическую — определения тенденций развития юри­дически значимого поведения лиц и групп, обладающих опреде­ленными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости; • экспертную — оценивания планируемых и предпринимае­мых правовых и организационных мер общей и индивидуальной профилактики с точки зрения их педагогической эффективности, устранения ими педагогических причин отклоняющегося поведения и преодоления педагогической запущенности отдельных лиц и групп. Другая разновидность проявления экспертной функции: оценивание правовоспитательного и предупредительного характера социально-педагогических влияний разных особенностей общест­венной жизни, среды (работы средств массовой информации, пе­чати, массовой культуры, моды, распространяющихся привычек поведения, способов проведения досуга и др.), жизни отдельных , групп населения и лиц; - консультативную - оказания консультативной педагогической помощи в работе различных органов, организаций, лиц, при подготовке мероприятий социального и специально профилак­тического характера; - организующую - научно и эмпирически обоснованной разработки целенаправленных комплексов педагогических мер, ориентированных не на разовое, а на педагогически системное воз­действие на профилактируемых; • методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реали­зацию педагогических намерений и возможностей (образователь­ных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилакти­ческой работе; • побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний у профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную воз­можность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофи­лактики. Ничто не приведет к достижению желательного превен­тивного результата, пока сам человек этого не захочет, не прило­жит силы и умения к этому. К основным методам и приемам педагогической профилакти­ки относятся: • методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.; • методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, пе­реубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, тре­бование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.; - методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышле­ния, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдержи­вание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможно­стей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др. Методика педагогической превенции предполагает комплекс­ное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогиче­ский стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, добро­желательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправ­ление, оптимизм, открытость, принципиальность и др. Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает исполь­зование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, прак­тических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, пору­чений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дис­путов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «дове­рия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др. Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаб­лона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, под­линного педагогического мастерства и способностей. Эти требова­ния значительно более высоки, чем при работе с законопослуш­ными гражданами. Проблемы педагогической криминологии. Всякая профилак­тика неразрывно связана с выявлением причин и условий зарож­дения и развития преступного поведения. Это относится и к педа­гогической профилактике. То, что приведенные в параграфе 2.4 социально-педагогические факторы оказывают влияние на состоя­ние законности и правопорядка, а их различные дефекты высту­пают причинами и условиями возникновения преступного поведе­ния, можно считать установленным. Криминология изучает пристально личность того человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершенного преступления. Причем она нуждается в комплекс­ном взгляде на личность, чтобы понять действительные причины, заключающиеся в нем и побудившие его преступить закон. Кроме того, криминология интересуется тем, как и почему появились у него эти причины, кто способствовал или упустил отклонения в его правовой социализации. Нетрудно понять, что и во всем этом имеют значение педагогические по своей природе причины, усло­вия, влияния и воздействия, которые пока мало изучены, а поэто­му и профилактическая работа еще мало ориентирована на них- Специальное изучение их - задача криминологической педагогики - особого направления юридико-педагогического исследования и знания. Ее данные имеют особое значение для ранней профилак­тики, для пресечения педагогических причин и условий при их зарождении, «на корню». При этом профилактические шансы ве­лики, как и возможности педагога ческой работы. Педагогическая а педагогически-правовая запущенность - предтечи зарождения и развития практически всех правонарушений и преступлений, зачастую и совершаемых по неосторожности. О личности преступника, строго говоря, можно говорить лишь с момента признания его таковым судом. При работе с человеком, находящимся в правом положении свидетеля, подозреваемого, об­виняемого, подсудимого, также важно изучать его личность, в том числе в педагогических особенностях, чтобы уже на стадиях пред­варительного следствия и судебного разбирательства проводить определенную профилактическую по своему предназначению ра­боту. Кроме того, для достоверного выявления причин и условий совершения преступлений и последующей профилактической ра­боты мало, изучая личность преступника, ретроспективно судить о них. Важно обнаруживать их в действии, при непосредственном исследовании, при прослеживании их «работы» на стадиях заро­ждения и развития криминализации личности и отклоняющегося поведения. Общепризнано, что такие причины и условия по пре­имуществу социальны. К ним относятся и педагогические, лежа­щие не только в макро-, но и микросреде каждого человека: в се­мье, дошкольных учреждениях, школе, среде трудового коллекти­ва, друзей, досуга и др. Особенности общества, социальной группы отражаются в микросреде не однозначно, не механически, а во многом зависят от того, насколько контролируется и регули­руется система педагогических влияний на каждого человека и дефекты в которых могут быть причинами и условиями его кри­минализации, Эти причины и условия — не мифические силы, а имеют лицо: деятельность личностей, органов, организаций, общ­ностей, со своими именами, фамилиями, названиями, статусом, обязанностями и пр. Среди этих причин и условий есть, безуслов­но, и педагогические. В криминологии немало говорится о таких фигурантах, но конкретные педагогические упущения их, педаго­гические механизмы криминализации личности и способы их ней­трализации мало еще изучены и это тоже задача педагогической криминологии. Криминологическое значение педагогических свойств человека Достаточно очевидно, однако нужно углубленное изучение роли отдельных из них и составляющих их элементов. Дефекты в воспитании, в частности, нравственная невоспитанность, уже давно признаны криминологами ведущим фактором в генезисе противоправного поведения11. Очевидна и определенная значи­мость обученности, особенно правовой обученности. Дефекты в образованности, хотя и признаются криминологами, но некото­рыми подвергаются сомнению со ссылками на «беловоротничковую преступностью, совершаемую лицами, чаще всего обладающи­ми дипломами о высшем образовании. Уместно напомнить, что юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойст­во, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания, понимание дан­ным человеком окружающего мира и себя в нем. Остается недос­таточно выясненной роль развитости (обычно выделяется умст­венное развитие), если она не выражается н каких-то патологиче­ских отклонениях. Педагогическая криминология находится еще в начале своего становления, и ликвидация его отставания будет, несомненно, спо­собствовать успехам профилактической работы. Педагогические аспекты специальной общей профилактики. Как известно, специальная общая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных ор­ганизаций, учреждений и их представителей, направленную на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по их устранению или нейтрализации, обеспечивающих сдержива­ние негативных тенденций преступности, снижение общественной опасности ее наиболее тяжких разновидностей, сокращение от­дельных видов и групп преступлений. Ее объектами являются: преступность, ее виды и группы преступлений, причины преступ­ности ее видов и групп, условия, обстоятельства, ситуации, пово­ды и другие факторы, обуславливающие совершение преступле­ний, криминогенные и маргинальные группы населения. Она тес­но смыкается с общесоциальным предупреждением преступлений, поскольку их причины коренятся во всей системе общественных отношений. Специальная общая профилактика призвана мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действи­тельности, которые при определенных условиях создают возмож­ность перехода отдельных лиц на антиобщественные позиции. Это масштабная работа государства и общества. Пока она у нас слаба и ощутимого успеха не приносит. Просматривается излиш­нее упование на наказания, страх перед ними, его сдерживающую силу. Но она нужна, обязательна и поиск путей ее совершенство­вания предполагает включение новых сил и возможностей. Пред­ставляется, что превентивная педагогика и ее реализация в педагогической профилактике отвечает этой потребности. Известный криминолог Г.А. Аванесов отмечает, что «воспитание и профилак­тику нельзя отрывать друг от друга. Воспитанию присуща профи­лактическая функция, а профилактике — функция воспитания»12. Педагогический, аспект специальной общей профилактики вы­ражается в: - системе работы общества по формированию правовой куль­туры и правосознания населения; • педагогическом мониторинге оперативной обстановки, изучении и анализе всей совокупности педагогических факторов, влияющих на нее и описанных в параграфе 2.4, оценке выявлен­ных недостатков как криминогенных; • педагогическом анализе статистических материалов, характеризующих преступность, ее виды, группы преступлений для вы­явления представленности и роли в них педагогических факторов; - изучении и обобщении материалов средств массовой ин­формации, отчетов и актов проверок деятельности педагогических учреждений, служебных расследований, разбирательств и т.п. с целью обнаружения в них информации о педагогических факто­рах, выступающих в качестве причин различных недостатков, на­рушений норм поведения, низкой эффективности работы и др.; • изучении и оценке педагогической эффективности право­вых, организационных, административных и иных мер специаль­ной общей профилактики; • педагогической экспертизе разрабатываемых планов и под­готавливаемых мер специальной общей профилактики; - изучении и оценке участия различных средств массовой информации и печати в пропаганде правопослушного поведения, в правовом воспитании, выявлении материалов, педагогически отри­цательно сказывающихся на устранение причин и условий пре­ступности с учетом различных групп населения; • разработке мер по улучшению правового воспитания насе­ления, правовой пропаганды, правового всеобуча, улучшения пре­подавания права в общеобразовательных и профессиональных об­разовательных учреждениях; • разработке мер по улучшению воспитательной и правовос­питательной работы по месту жительства граждан. Практически можно утверждать, что педагогический аспект присутствует в большинстве направлений и мер специальной общей профилактики. Он есть даже в профилактике одного из са­мых опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, их соб­ственность (дома, автомашины, офисы, гаражи и др.) — террори­стических актов, проводимых с использованием взрывчатых и взрывных устройств. Предупреждение криминогенных взрывов — сложнейшая задача, которая решается комплексом ме­роприятий, в который входят: выявление террористов, поиск взрывных устройств, обнаружение и обезвреживание взрывных устройств и др. Однако оно включает и меры по обучению насе­ления и сотрудников милиции способам обнаружения и устране­ния условий данных преступлений, привлечению к этой работе общественности, обучению пользованию техническими средствами, повышающими эффективность работы, воспитание всех в духе бдительности к обнаружению признаков подготовки террористиче­ских актов и др. Сотрудники ГИБДД, например, во время профи­лактических бесед должны обращать внимание автомобилистов на способы оборудования автомобиля сигнализацией, осмотра авто­мобиля с целью обнаружения взрывных устройств и другим дей­ствиям, которые могут предупредить взрыв. Правоохранительные органы имеют все же ограниченные воз­можности влиять на весь причинный комплекс преступности. Их возможности связаны в основном с небольшим кругом правовых, криминогенных и криминальных факторов, приведенных в 2.4. Однако им приходится непосредственно сталкиваться с фактами правонарушений и преступлений, их расследованием, анализом причин и условий, определением виновных и степени их вины; им лучше, чем другим, известны типичные причины и условия пре­ступности, криминогенные объекты, зоны, группы населения и пр. Поэтому они обязаны направлять в установленном порядке ин­формацию в тс органы, от которых зависят принятие мер по уст­ранению выявленных криминогенных факторов. В обобщенных материалах, направляемых в местные органы самоуправления, кроме криминологической информации, вносятся и предложения, относящиеся к их компетенции, превышающей компетенцию пра­воохранительных органов. В этой работе нельзя забывать и педа­гогическую информацию и предложения педагогического характера. Заслуживает внимания активизация участия сотрудников правоохранительных органов в правовом воспитании и просвеще­нии по вопросам, связанным с непосредственным устранением причин и условий совершения преступлений. Так, в целевой про­грамме комплексных мер противодействия злоупотреблениям не­законному обороту наркотиков, разработанной по инициативе Ад­министрации Омской области на 1996—1997 годы, большая роль отводилась правоохранительным органам, Омскому юридическому институту МВД России, работавшим в сотрудничестве с Педагоги­ческим институтом и Медицинской академией. Они проводили опросы населения, анализировали судебную практику по уголов­ным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, изучали опыт работы по предупреждению наркотизма в соседних областях, Казахстане и Узбекистане, и разрабатывали конкретные меры для совершенствования работы служб по незаконному обороту наркотиков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сотрудники, студенты, слушатели, препода­ватели лично вели семинары для учителей средних школ, педаго­гического состава колледжей по вопросам профилактики наркома­нии среди учащихся, издавали даже журнал по профилактике наркотизма, осуществляли подготовку групп лекторов для ведения антинаркотической пропаганды, проводили усиленную профилак­тическую работу с подростками, состоящими на учете, подготови­ли цикл тематических брошюр, рассчитанных на детей и подрост­ков, что дало положительные результаты. Существуют и немалые возможности профилактики преступ­лений несовершеннолетних, которой призваны заниматься подраз­деления по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районных и городских администрациях, центры социально-психо­логической и педагогической реабилитации при органах социаль­ного обеспечения, спецшколы и спецпрофучилища при департа­ментах образования, специальные медицинские учреждения при органах здравоохранения. К сожалению, во многих случаях на­блюдается тяготение к административно-правовым мерам, а не воспитательно-профилактическим. Специальной формой общепрофилактической работы высту­пают комплексные и целевые оперативно-профилактические опе­рации правоохранительных органов. Они могут осуществляться отдельными правоохранительными органами, либо группой их, расположенной на данной территории; осуществлять воздействие на криминогенный комплекс, присущий какой-то группе населе­ния, группе объектов, объекту, виду преступлений, либо прицель­но по определенной группе причин и условий. Во всех таких уче­ниях уместно участие специалистов-педагогов, воздействие на криминогенные педагогические факторы. Вместе с тем, полезно проводить и целевые педагогические оперативно-профилактиче­ские операции, объектом которых выступают педагогические кри­миногенные факторы, а комплекс профилактических мер имеет педагогическую природу. К сожалению, последние пока практиче­ски не проводятся- Все большее значение приобретает виктимологическая профилактика, внимание к которой стало повышаться после долгого периода, когда вся работа проводилась только «вокруг» преступ­ления и преступника. Ее необходимость обусловлена доказанным фактом: зачастую преступления могло бы и не быть, а начавшееся окончиться безрезультатно, если бы потенциальный преступник встретил в предполагаемой жертве или объекте посягательства надлежащую предусмотрительность и отпор. Известно, что виктимология изучает преступление и преступ­ное поведение как обусловленное личностными качествами потер­певшего, взаимоотношениями его с преступником до и в момент совершения преступления как рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для само­го себя. Виктимологи обычно выделяют морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений, хотя с пози­ций юридической педагогики достаточно очевидна роль педагоги­ческих свойств и особенно обученности, воспитанности и развито­сти. Снижают еиктимность гражданина: - приобретенные знания, повышающие его осторожность, осмотрительность: знание роли виктимного поведения и его недо­пустимости; правил поведения, снижающих вероятность создания им криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступ­ников, использующих промахи жертв; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финан­сов, автомобиля и пр.; криминогенно опасных мест, условий и пр.; • воспитанные привычки поведения (не только знание пра­вил, но неизменное, автоматизированное их соблюдение), сни­жающие риск стать жертвой: в общественных местах, на улицах, при переходе дорог, при движении по дороге на личном транспор­те, в общении с незнакомыми лицами и пр.; • воспитанные культурные интересы, увлечения, способы проведения досуга, исключающие попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, излишнюю довер­чивость к незнакомым людям, увлечение алкоголем и употребле­ние наркотиков, совершение действий при общении и компаниях, повышающих опасность подвергнуть нападению преступника и др.; • развитая разумная осторожность, бдительность, наблюда­тельность, собранность, самообладание, находчивость, быстрота реакций, ловкость; - специально освоенные приемы самозащиты: поведенческие, словесные, двигательные, технические (использование носильных защитных средств). Виктимологическая профилактика — одно из остро необходи­мых ныне и специфических направлений предупреждения престу­плений. Она предполагает: а) выявление причин и условий, фор­мирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений в отношении конкретного лица, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности; 6) воздействие на причины, условия, лиц, группы с целью активизации, восстановление и повышение их защитных свойств; в) разра­ботку, совершенствование и распространение средств защиты граждан от преступлений в отношении их. Во всей этой работе не должны быть упущенными педагогические аспекты и в кримино­логических изысканиях и в принятии профилактических мер. Основные педагогические меры виктимологической профи­лактики таковы: - обстоятельное криминологическое изучение недостатков обученности, воспитанности, развитости и образованности лиц и групп, ставших жертвами в результате виктимного поведения; • достижение знания населением существования явления вик­тимности как достаточно массового явления, как индивидуально распространенного, привлекающего интерес лиц, ведущих пре­ступный образ жизни или склонных к совершению преступлений, повышающего вероятность стать жертвой преступления и исполь­зуемого преступниками; • формирование убежденности всех граждан в необходимости устранения недостатков прежде всего своей обученности и вос­питанности, снижающих собственные защитные свойства и повы­шающих вероятность стать жертвой преступных посягательств; • формирование у всего населения знаний о способах сниже­ния собственной виктимности, необходимых и доступных мерах по ее снижению; • выявление среди населения групп с повышенной виктимностью, а также отдельных граждан и направление на них более ин­тенсивных педагогических воздействий; • активное освещение с помощью всех средств массовой ин­формации проблем виктимности, наглядный показ ее роли в фак­тах совершаемых преступлений, разъяснение и напоминание спо­собов повышения своих защитных свойств; • изучение аспектов виктимности и профилактики ее прояв­лений во всех образовательных учреждениях в особых разделах учебных дисциплин, темах, специальных курсах; • усиленная работа по проблемам виктимности с подростка­ми, юношами и девушками, молодыми людьми, пожилыми людь­ми, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек нарушение общественных норм поведения, - увлечение алкого­лем, употребления наркотиков, нетрудовой образ жизни и др.; • воспитание дисциплины безопасности у пешеходов и других участников дорожного движения, поведения в общественных местах, на транспорте и др.; - обучение и специальных группах всех желающих способам повышения личной безопасности и использования специальных технических средств; - массовое издание недорогих и популярных книг по способам повышения личной безопасности и снижения уровня собственной виктимности; - индивидуальная воспитательная работа с лицами, отли­чающимися повышенной виктимностъю. Субъектами виктимологической профилактики выступают ор­ганы, организации, должностные лица, которые занимаются про­филактикой, в которой это направление профилактики призвано быть четко выделенным. Заслуживает внимания и поручение ру­ководства ею отдельным должностным лицам в правоохранитель­ных органах, органах социальной защиты и привлечение к ней специализированных общественных формирований типа Россий­ской ассоциации поддержки жертв преступлений. Педагогические аспекты индивидуальной профилактики. Этот вид профилактики ориентирован на конкретного человека, от которого можно ожидать правонарушающего поведения. Это пре­дупредительная работа с учетом его индивидуальных особенно­стей, криминальных потенций и обнаруживающихся склонностей, специфики образа жизни, окружения и осуществлением адекват­ных им превентивных мер. Индивидуальная профилактика — это целенаправленная деятельность государственных и негосударст­венных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, нуждающихся в превенции, а также осуществление индиви­дуально направленных мер, ориентированных на ликвидацию ин­дивидуальных причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений. Основанием для выявления правоохранительными органами лиц, нуждающихся в профилактике и постановке их на профилак­тический учет, являются факты противоправного поведения. Для других организаций, особенно общественных, возможно начинать профилактическую работу на более ранних стадиях зарождения отклоняющегося поведения, базируясь на фактах морально некор­ректного поведения в семье и быту, проявления негативных при­вычек, нарушений трудовой дисциплины в организациях и т. п. Когда правоохранительные органы работают во взаимодействии с такими организациями и отдельными лицами, они способны при­влечь их к ранней профилактике, что обеспечивает большую веро­ятность достижения профилактического успеха. Педагогические и социально-педагогические факторы вместе с психологическими выступают основным объектом и средством ре­шения индивидуально-профилактических задач. Педагогический аспект индивидуальной профилактики связан с: - анализом сформированности основных педагогических свойств профилактируемого лица: его образованности, обученности, воспитанности и развитости, выявлением дефектов в них, вы­ступающих причиной их неустойчивого в моральном и правовом отношении поведения; - выявлением отрицательных привычек поведения, ослож­няющих индивидуальную детерминацию должного поведения; - социально-педагогическим анализом среды и ее факторов, оказывающих доминирующее воспитывающее, обучающее и раз­вивающее влияние на личность и тех из них, которые выступают источниками неблагоприятного влияния; - прогнозированием развития индивидуального поведения и оценкой преобладающей тенденции: положительной или отрица­тельной; • определением педагогически адекватных мер, планов индивидуальной профилактической работы, отвечающих индивидуаль­ным особенностям личности, поведения и среды профи л актируе­мого лица (программы, этапов, методов, приемов, изменений сре­ды, рода занятий и др.); • компетентной реализацией намеченных мер до получения намеченного коррекцией но го результата; • педагогическим контролем поведения и изменений в лично­сти профилактируемого лица. Опыт и имеющиеся данные свидетельствуют о том, что инди­видуальными причинами педагогической запущенности или де­формированности выступают не только те качества, которые непо­средственно проявились в вызывающих беспокойство фактах по­ведения данного лица. Чтобы успешно прогнозировать, надо вы­явить и оценить и другие педагогические и психологические осо­бенности, которые будут способствовать дальнейшей криминали­зации личности и совершению более опасных правонарушений и преступлений. И напротив, общим правилом педагогики в работе с людьми является опора на положительное. Для работы же с соци­ально и педагогически запущенным человеком особенно важен со­вет И. Канта: «Никого нельзя сделать лучше иначе, как через ос­таток того добра, который в нем имеется»13. Можно сказать, что индивидуальная профилактика это не только административно-правовая работа, но обязательно и пси­холого-педагогическая, что требует и соответствующего профес­сионализма от лиц и органов, осуществляющих ее.
«Педагогика в правоохранительной деятельности.Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot