Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Особенности научного исследования, его основные этапы

  • 👀 4434 просмотра
  • 📌 4387 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Особенности научного исследования, его основные этапы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Особенности научного исследования, его основные этапы» pptx
Особенност и научного исследования, его основны е эт апы Черны шева Елена Николаевна, кандидат ф илософ ских наук, доцент [email protected] НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Отличительные признаки: 1. это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; 2. это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; 3. оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; 4. ему присуща строгая доказательность, последовательное ДВА УРОВНЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. эмпирический: цель – получение и первичная обработка исходного фактического материала (факты) 2. теорет ический: цель – глубокий анализ фактов, проникновение в сущность исследуемых явлений, познание и формулирование в качественной и количественной форме законов, то есть объяснение явлений (проблема, гипотеза, теория) НАУЧНЫЙ ФАКТ 1. ФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие. Событие составляет объективную основу факта. Субъективной его стороной является деятельность учёного по фиксации, описанию событий. 2. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ ФАКТУ 1. отнесённость к определенной предметной области науки; 2. содержательное описание процедуры и обстоятельств фиксации события; 3. усреднённость результатов наблюдений и измерений; 4. воспроизводимость в научной деятельности других исследователей; 5. соотнесённость с некоторой совокупностью, системой родственных или схожих фактов. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы. ПЕРВЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. 2. 3. 4. выбор проблемы и темы определение объекта и предмета определение целей и задач разработка гипотезы ВТОРОЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. выбор методов и разработка методики исследования 2. непосредственно исследование 3. проверка гипотезы 4. формулирование предварительных выводов, их апробирование, уточнение 5. обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций ТРЕТИЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. литературное оформление исследовательской работы 2. внедрение полученных результатов в практику ПРОБЛЕМА И ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать. 2. В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки ВИДЫ ПРОБЛЕМ 1. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. 2. Проблемы бывают: 1. развитыми 2. неразвитыми НЕРАЗВИТАЯ ПРОБЛЕМА Неразвитая проблема – это задача, которая характеризуется чертами: 1. нестандартная задача; 2. задача возникла на базе определенного знания как закономерный результат процесса познания; 3. задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании; 4. задача, путей решения которой не видно. РАЗВИТАЯ ПРОБЛЕМА Если есть более или менее конкретные указания на пути решения, проблема называется развитой. Развитая проблема – это знание о некотором незнании, дополненное более или менее конкретным указание путей устранения этого незнания. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике, а также служит источником необходимой для исследователя информации. 2. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. 2 смысла гипотезы: 1. особого рода знание – обоснованное предположение о причинах явления; 2. особый процесс развития знания – сложный процесс познания, выдвижения предположения, обоснования, доказательства или опровержения. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ГИПОТЕЗЕ 1. Предположение должно быть логически непротиворечивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. 2. Предположение должно быть принципиально проверяемым. 3. Предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено 4. Предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ 1. Теория – это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснить и предсказать явления из данной области. 2. Принимая достоверность (обоснованность) за отличительную черту теории, ученые стремятся отделить этот вид знания от гипотезы. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Методика исследования – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика 2. исследуемые явления, процессы, признаки, параметры 3. субординационные и координационные связи и взаимосвязи между ними 4. совокупность применяемых методов, их субординация и координация 5. порядок применения методов и методологических приемов 6. последовательность и техника обобщения результатов исследования 7. состав, роль и место исследователей в процессе Спасибо за внимание! АВТОРЫ ЧЕРНЫШЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА кандидат ф илософ ских наук, доцент ИНСТИТУТ ПУШКИНА
«Особенности научного исследования, его основные этапы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot