Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Младенчество и раннее детство (0-3 года)

  • 👀 613 просмотров
  • 📌 581 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Младенчество и раннее детство (0-3 года)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Младенчество и раннее детство (0-3 года)» docx
Тема. Младенчество и раннее детство (0-3 года) 1. Характеристика периода младенчества (0-1 года). 2. Характеристика раннего детства (1-3 лет). Характеристика периода младенчества Кризис новорожденности (0-2 месяца) "Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности" (Л.С. Выготский). Главнейшая особенность возраста заключается в особенной ситуации развития, которая создается благодаря тому, что ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорожденность совмещает черты того и другого (питание, сон, двигательные реакции). Состояние нервной системы новорожденного предполагает начатки психики, отличные, от психики взрослого человека. Готовность нервной системы приспосабливаться к новым условиям обеспечивается следующими рефлексами: —защитные рефлексы, направленные на удаление от раздражителя (сужение зрачка, зажмуривание век, реакция отдергивания на боль и др.); —ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с раздражителем (поворот головы в сторону солнечного света уже в 1-3-й день жизни, открывает рот в сторону раздражителя при прикосновении источника пищи губами т.д.); —сосательный рефлекс (появляется у плода уже в 18 недель в утробе матери); —хватательный (прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания), —рефлекс отталкивания (ползания) при прикосновении к подошвам ног. У ребенка, в отличие от детенышей животных, безусловные рефлексы не обеспечивают специфических видовых (человеческих) форм поведения. Ведущей деятельностью, как и во всем младенческом периоде, является эмоциональное общение со взрослыми. Центральным психологическим новообразованием новорожденности является индивидуальная психическая жизнь. Индивидуальная психическая жизнь младенца имеет две существенные характеристики: а) индивидуальность, существования, включенная в социальное окружение ребенка; б) индивидуальная жизнь уже является социальной и психической в силу того, что входит частью в социальную жизнь окружающих (Л.С. Выготский). Одной из основных особенностей периода новорожденности являются безграничные возможности усвоения нового опыта. Формируются новые потребности: —в получении впечатлений; —в движении; - в общении со взрослым. Развитие зрения и слуха у ребенка, в отличие от животных, про­исходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зритель­ного и слухового аппарата происходит на основе созревания нервной системы и головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 часть веса мозга взрослого, хотя количество нервных клеток такое же. В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется улыбка как выражение радостного переживания как реакция на взрослого. Постепенно вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, которая называ­ется комплексом оживления. Комплекс оживления - это выражение первой социальной потребности в общении, граница между новорожденностью и младенческим периодами. Младенчество (2 месяца - 1 год). Социальная ситуация развития в младенчестве состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним (Л.С. Выготский). В силу своей возрастной беспомощности ребенок оказывается максимально социальным существом. Поскольку все приспособления к действительности осуществляются младенцем при помощи взросло­го, то взрослый человек является для младенца всегда "психологиче­ским центром" всякой ситуации. Это означает, что отношение ребенка к миру является зависимой производной величиной от самих непо­средственных его отношений к взрослому человеку. Отсюда понятно, почему любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни за­ключалась, постепенно в процессе развития становится для него по­требностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним (Л.И. Божович, Л.С. Выготский). Младенец стремится к особым личностным контактам со взрослым, добивается его внимания и одобрения. Дети ищут оценки взрослых их успехов в выполнении игровых, предметных действий. Положительное отношений взрослого к действиям ребенка вызывает у него радостное переживание (М.И. Лисина). Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведет к серьезному отставанию многих сторон психики. Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоциональное общение со взрослым. Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное отношение ребенка ко взрослому, и оно нарастает во всем периоде младенчества. Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий: • непосредственное общение (общение ради общения); • общение поводу предметов; • общение как совместная деятельность. Общение ради общения, в основе которого лежит обмен выражением нежности и ласки, так называемая ситуативно-личностная форма общения, длится недолго - от 2 до .6 месяцев, но играет очень важную роль в развитии. В общении со взрослыми малыш начинает интересоваться предметами, сначала теми, которые принадлежат взрослому, а затем и другими. Возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями и способность сопереживать ему. В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляции с предметами, характер общения со взрослым преобразуется. Общение ради общения уступает место общению по поводу предметов, игрушек. Наступает этап ситуативно-делового общения, которое обслуживает деловые интересы малыша: ребенку надо достать, выдви­нуть, вложить - все это ребенок затрудняется делать без помощи взрослого и обращается к нему. Такое сотрудничество со взрослым по поводу предмета стано­вится контекстом для появления активной речи и создает условия для развития предметной деятельности, которая будет ведущей на сле­дующем возрастном этапе. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка; ребенок обращается ко взрослому за помощью и содействием. Наиважнейшее средство общения - экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции). Эксперименты с младенцами 2 и 4,5 месяцев показали, что насыщенное (ласковое, доброжелательное) эмоциональное общение со взрослым, приводит к мощному скачку не только в эмоциональном развитии (что само по себе ценно), но и в развитии предметных действий. Большое значение в совместной деятельности ребенка и взрослого имеет способность подражать действиям взрослого. В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит за действиями и речью взрослого. Центральными новообразованиям младенческого периода являются потребность во впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность в общении со взрослым (B.C. Мухина). Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества ста­новится удовлетворение им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность, которая толкает ребенка все глубже входить в окружающую среду и овладевать ею. Однако ребенок не может сам без помощи взрослого овладевать усложняющимися формами познавательной деятельности и тем самым удовлетворять потребность в более новой и сложной информации. Для удовлетворения этой потребности он нуждается в другом человеке. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действия. К 2-2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет свой путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками: • интерес ко взрослому, эмоциональное отношение к нему, - инициативность в налаживания контактов со взрослым,; • чувствительность к его оценкам (А.Г. Рузская). Потребность в общении со взрослым в это время имеет специфический характер - по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями. В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого, выраженное в самых разнообразных формах - начиная от улыбки и подбадривания до словесной оценки - становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание. Помимо потребности во внимании и одобрении; ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым - соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой по­требности выводит ребенка на новый этап развития. Сочетание вни­мания, доброжелательности и сотрудничества взрослого характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Новообразованиями первого года жизни ребенка являются - овладение ходьбой, развитие речи, потребность в общении. Усвоение речи приобретает активный характер - ребенок берет на себя инициативу в общении. Латентный период развития речи занимает около трех месяцев. Слово является фундаментальным шагом в психическом развитии ребенка по следующим причинам: • ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (т. е. открывает связь между знаком и значением - символизирующую функцию речи); • происходит увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному. Появляется малопонятная для окружающих автономная речь, которая является переходным этапом к овладению речью. Характеристика раннего детства Изменение социальной ситуации развития проявляется в том, что ребенок (1-3 года) становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир - «мир постоянных вещей», усваивая функции предметов, их названия, значения, смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (B.C. Мухина, 1985). Раннее детство - возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего детства заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений. Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Ведущая деятельность – предметная (манипулятивная). Действуя с предметом, ребенок усваивает функцию предмета, закрепленную за ним в культуре. Предметные действия - общепринятые способы употребления предметов - осваиваются детьми через посредство взрослого человека, с его помощью и под его руководством. В совместной деятельности взрослые организовывают действия ребенка по образцу, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за, ходом осуществле­ния и формирования этих действий. Связь действия с предметом про­ходит три фазы развития: • ребенок выполняет с предметом все известные ему действия; • употребляет предмет только по назначению, • производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета. В ходе развитие предметных действий наблюдаются два типа переноса. В одних случаях имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребенок освоил одну схему действия причесывания настоящей расческой собственной головы, а затем начинает причесывать расческой куклу, лошадку, медведя. В других случаях осуществляется то же действие, но уже с предметом-заместителем, например, причесывать себя, куклу, лошадку, медведя, но не расческой, а зубной щеткой. Одновре­менно с этим или несколько позже происходит замещение одного предмета другим: камешек заменяет мыло, палочка - градусник и т. д. Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации. Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды деятельности, как игра рисование, лепка, конструирование. Центральными новообразованиями этого возраста являются стремление к самостоятельности, зарождение первичных параметров самосознания и самооценки. Суть кризиса трех лет заключается в попытке психологической эмансипации "Я" ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - негативной симптоматикой кризиса и комплексом положительных перемен. Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса трех лет, характеризуется появлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста, обесценивания (ребенок начинает ругаться), деспотизма - ревности (в семье с одним ребенком - деспотизм, в семье с несколькими детьми - ревность) Л.С. Выготский. Второй комплекс - симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности изменения социальных отношений, ребенок вступает в ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез (ночное недержание мочи); резкие затруднения речи, заикание и др. Ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношением к другим людям. Впрочем, некоторые дети могут практически не обнаруживать негативных проявлений кризиса или быстро их преодолевать. Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительного качественного новообразования личности ребенка, называемого "гордостью за достижения" (М.Н. Лисина). Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях: • к предметному миру; • к другим людям; • к самому себе. Проявляется потребность "гордости за достижения" следующим образом. Во-первых, появляется стремление к достижению результата своей деятельности - дети долго и настойчиво манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного: дети обращаются за помощью ко взрослому, ищут другие решения и пути к конечной цели. Во-вторых, достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату их деятельности вызывает у детей аффективные переживания, побуждающие с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. В-третьих, у детей появляется обостренное чувство собственно­го достоинства, что выражается в обидчивости: повышенной пустя­кам, бахвальстве, преувеличениях. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Изд. УРАО, 1997 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. -М.: Изд. УРАО, 1997 3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», М., 2001
«Младенчество и раннее детство (0-3 года)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot