Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коммуникативные аспекты преподавания психологии. Стиль общения и эффективность процесса обучения

  • 👀 469 просмотров
  • 📌 381 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Коммуникативные аспекты преподавания психологии. Стиль общения и эффективность процесса обучения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коммуникативные аспекты преподавания психологии. Стиль общения и эффективность процесса обучения» docx
Вставить титульный лист СОДЕРЖАНИЕ Лекция. Коммуникативные аспекты преподавания психологии. Стиль общения и эффективность процесса обучения 3 План методической разработки 3 Текст лекции. Введение 3 Текст лекции. Первая подтема: коммуникация преподавателя и аудитории 5 Текст лекции. Вторая подтема. Стили педагогического общения 7 Текст лекции. Третья подтема. Психологические типы преподавателей и влияние психотипа на преподавание 9 Подведение итогов, задание для самостоятельной работы 11 Список литературы 13 Глоссарий 14 Лекция. Коммуникативные аспекты преподавания психологии. Стиль общения и эффективность процесса обучения Цель занятия: знакомство студентов со стилями общения с аудиторией, аспектами коммуникации в преподавании психологии; Задачи: 1) общая характеристика коммуникации в обучении психологии; 2) стили преподавания и реализация их в каждом из стилей; 3) взаимосвязь акцентуации характера и стиля преподавания; 4) практический анализ студентами стилей общения; 5) задание для самостоятельной работы. Дополнительное оборудование не используется. Литература для самостоятельной работы: Основная литература: Дополнительная литература: План методической разработки 1. Коммуникация преподавателя и аудитории; 2. Стили общения преподавателя и аудитории; 3. Взаимосвязь акцентуации характера и стиля преподавания. 4. Проблемы акцентуированного стиля общения и результатов преподавания; 5. Подведение итогов, задание для самостоятельной работы. Текст лекции. Введение Приветствие: Дорогие коллеги и любимые ученики. Сегодня мне выпала честь познакомить вас с тайнами педагогического мастерства, то есть поговорить о том, о чем обычно не говорят, преподавая психологию. Для самостоятельной дальнейшей работы вам понадобится ряд учебников, давайте запишем их: Основные учебники: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с. 2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 5-е издание, 2008 год, 192 стр. Дополнительная литература: 3. Аверьянова, (Жогова) Е.В. Актуализация знаний и информации у студентов / Е.В. Аверьянова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - 7691 КБ. ISBN 978-5-4418-022-8. 4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 448 c. 5. Горбатова М.К., Назипова М. Методики преподавания в высшей школе. - Нижний Новгород, 2012. 53 с. 6. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c. 7. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г. Левитес. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. - 320 c. 8. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с. 9. Рахимова О.Н. Компетентностно-ориентированные ситуации как фактор самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство»: [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Рахимова. - Оренбург, 2015. 236 с. 10. Рахимова, О.Н. Учебная ситуация как средство самореализации творческих умений студентов высшей школы / О.Н. Рахимова // Казанская наука. 2013. №9. С. 300-303. Текст лекции. Первая подтема: коммуникация преподавателя и аудитории Педагогическое общение — это межличностное взаимодействие, которое определяет передачу и усвоение знаний в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие преподавателя и студента строится на субъект-субъектной основе, то есть на равных отношениях, когда стороны общения равноправны. Межличностный контакт в таком общении не подразумевает монолога преподавателя, за счет чего становятся возможны продуктивные изменения для познания, эмоций, поведения обоих сторон взаимодействия. Существуют четыре функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная и амотивная. Информационная функция опосредует обмен знаниями, духовными ценностями и методами познания; Контактная функция педагогического общения создает условия для обоюдной готовности принимать и передавать учебную информацию, поддерживать взаимосвязь в учебном процессе; Побудительная функция педагогического общения возложена на преподавателя, состоит в стимулировании учебной активности студента, направлении учебных действий и приобретения знаний; Амотивная функция состоит в побуждении в обучающихся необходимых для эффективного обучения переживаний и чувств. Преподаватель высшей школы по своему предназначению — это инициатор и руководитель коммуникативного процесса, который объединяет систему, приемы и навыки взаимодействия студенческого коллектива в учебе, содержанием которой можно назвать информационный обмен, учебно-воспитательное воздействие, организацию коммуникации и трансляцию личностей, как педагога, так и студентов друг другу. Формы педагогического общения в преподавании психологии: 1) монологическая; 2) диалогическая. Монологическое общение по своей сущности субъект-объектные отношения, субъект здесь преподаватель, объект группа. Диалогическое общение так же субъект-субъектные отношения, но преподаватель не оказывает воздействия на группу, а взаимодействует с группой, как равноправный партнер. Педагогическое сотрудничество обоюдный, двусторонний процесс, который опирается на взаимодействие в системе преподаватель-студент, успешность такого сотрудничества напрямую связана с личностью педагога и деятельностью обучаемого. Педагогическое взаимодействие на уровне высшей школы строится на адекватности индивидуальным возможностям студента, способствуя максимальному проявлению способностей. Основные требования коммуникации «преподаватель - студент», «группа-студент», «студент - студент»: • взаимодействие элементов сотрудничества и авторитета преподавателя в организации учебного процесса; • формирование в группе корпоративности, коллегиальности, общности в профессиональной деятельности с педагогом по специальности; • ориентация системы педагогической коммуникации на уровень общения взрослого человека, которому присуще развитое самосознание, стремление к обучению, трудолюбие; • педагогическое влияние на развитие профессионального интереса студентов для управления обучением и основы педагогической работы. Текст лекции. Вторая подтема. Стили педагогического общения Общепринятая классификация стилей как управления, так взаимодействия, так и педагогического общения включает три типа: • авторитарный; • демократический; • попустительский. Авторитарный (для преподавания – монологический) стиль состоит в том, что преподаватель единолично решает вопросы коммуникации, не давая проявляться личным особенностям студентов. Преподавание строится исходя из личных взглядов и установок педагога, который определяет характер и коммуникации, субъективно, на основании своих взглядов на знания студента по предмету оценивает результаты обучения. Авторитарный стиль в коммуникации всегда реализуется путем выбора тактики диктата и опеки, то есть любое противодействие студента властному давлению преподавателя ведет к негативным отношениям, устойчивым ситуациям конфликта. Педагоги с авторитарным стилем общения не развивают в студентах самостоятельность и инициативность, что в преподавании психологии, где развитая саморефлексия и рефлексия являются стимулами к обучению и способом усвоения знаний ведет к падению качества усвоения реальных навыков. Для авторитарного педагога важно, насколько хорошо студент запоминает материал, владение же материалом на уровне навыка и практики оценивается формально. Авторитарный педагог не ценит инициативы, интересов, личных особенностей студента. Внешние, формализованные показатели успешности деятельности авторитарного педагога, то есть показатели успешности, дисциплины на лекциях, посещаемости лекций чаще позитивны, но социально-педагогическая деятельность таких преподавателей неуспешна, им плохо удаются семинарские занятия, работа в лабораторных условиях, оценка навыков студентов. Попустительский, его еще называют анархическим или конформным стилем, стиль преподавания характерен для стремления педагога включаться в деятельность с минимальными усилиями, то есть снятием с себя ответственности за педагогический результат, то есть перекладыванием ответственности за результат на студента. Педагоги, которым свойственен попустительский стиль, мало вовлечены в коммуникацию, формально свои функциональные обязанности выполняют, но ограничиваются только изложением материала и проверкой работ студентов. Попустительский стиль преподавания опирается на тактику невмешательства, основой которой являются равнодушие и незаинтересованность в учебном процессе. Следствием тактики попустительства становится снижение уровня контроля за обучением и профессиональным развитием студентов. Успеваемость и дисциплина в группах при таком стиле преподавания чаще всего неудовлетворительны. Общие свойства попустительского и авторитарного стилей общения, кажущихся противоположными, низкий уровень коммуникативного развития, дистантные отношения, снижение уровня доверия, обособленность, отчуждение, демонстративное подчеркивание преподавателем доминирующего положения относительно группы. Наиболее эффективным стилем преподавания большинство исследователей называет демократичный, или диалогический стиль участников педагогической коммуникации и стиля взаимодействия, задаваемый преподавателем. Такой стиль общения в педагогическом процессе ориентируется на рост роли обучающегося в обучении, привлечение студентов к педагогическому взаимодействию, диалогу, постановке вопросов – рассуждениям, размышлениям, приросту реальных навыков. Основная особенность демократического (диалогического) стиля: это взаимное принятие, ориентация на интересы студентов, развитие ближайших зон, близкое знакомство в педагогическом смысле с особенностями студентов, увлеченность самого преподавателя процессом обучения. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны: активное и положительное, заинтересованное отношение к студентам, адекватная оценка возможностей, ориентирование на успехи студентов, помощь при неудачах в учебе, развитое чувство ответственности за учебный процесс. Глубокое понимание особенностей студентов и процесса обучения, целей и мотивов разных студентов позволяет преподавателю с диалогическим стилем общения прогнозировать не только развитие личности студента, но и п\его профессиональное развитие. Заинтересованность в процессе обучения создаёт активную атмосферу не только на практических занятиях, но и при проведении лекционных курсов, потому что открытость преподавания позволяет задавать вопросы и ориентироваться на возможности студентов. По формализованным и внешним показателям преподавательской деятельности педагоги диалогического стиля преподавания уступают коллегам с авторитарным стилем, но активность в обучении и социально-психологический климат в группах студентов более благополучен, нацелен на результат. Текст лекции. Третья подтема. Психологические типы преподавателей и влияние психотипа на преподавание Психологические типы преподавателей и влияние психотипа на преподавание психологии 1. Гипертимный тип Можно отметить подвижность, общительность, повышенную разговорчивость, которую можно назвать болтливостью, склонность шутить, слабое чувство дистанции. Аудитория обычно шумная, но преподаватель выступает лидером, настроение обычно хорошее. Педагог с преобладающей акцентуации по гипертимному типу: легко переносит шум, любит быть окружен студентами, отвечать на вопросы, позволяет фамильярность, покровительствует. «Слабое место» такого педагога в том, что он склонен к вспышкам гнева или раздражения, если возникает противодействие или несогласие с его точкой зрения, непонимание элементарных вещей. Не склонен много объяснять, повторять ранее сказанное. Отвечающих студентов не выслушивает до конца, нетерпелив, когда сразу нет четкой формулировки, склонен прерывать лекцию, комментируя пришедшую мысль. На лекциях импровизирует, планов не соблюдает, отвлекается на вопросы студентов, авансирует хорошие оценки и четкой системы оценивания не имеет. 2. «Застреваемый тип» Такие преподаватели склонны к обидам и огорчениям, мстительны, долго переживают обиды, честолюбивы, свои интересы отстаивают жестко. Особенность состоит в повышенной чувствительности к нарушениям нравственных норм и правил, плохой адаптации к новым коллективам. Относительно коллег и студентов насторожен, недоверчив, ожидает подвоха. Преподавательский стиль очень зависит от ситуации, непредвиденные обстоятельства лекции могут выбивать из колеи, крепко держится своего плана работы, не готов к импровизации на лекции и практических занятиях, оценки очень субъективны. 3. Эмотивный тип Очень сопереживающий, требования к студентам минимальны, склонен к конформизму, завышает оценки и требования занижает. Коллеги и руководство нагружают таких преподавателей сверх меры. Студенты нередко злоупотребляют характером такого педагога, выдумывая оправдания проступков. Ориентация видеть студентов в «лучшем свете» ведет к низкой реальной успеваемости. 4. Педантичный тип Нетороплив, ориентирован на высокое качество преподавания, аккуратность как в своих планах, так и в обучении. Негативно реагирует на новые вопросы в ходе лекции, но может отвечать в отведенное время. Такой подход при высоком уровне образованности педагога сказывается на успеваемости, занятия не интересны, монотонны. Увлечен формой преподавания, знает свой предмет до деталей и требует от студентов того же. Постоянно проверяет задания, может ставить заниженные оценки в воспитательных целях. Избранной тактики поведения придерживается до конца, склонен к авторитарности. 5. Тревожный тип Тревожный тип в силу характера склонен к попустительскому стилю преподавания, старается минимизировать круг общения, испытывает неуверенность в своей правоте, затрудняется в выставлении оценок. 6. Циклотимический, экзальтированный, возбудимый, дистимный и демонстративный типы склонны к смешанным стилям коммуникации. Педагоги с таким типом склонны к переменам настроения, у них меняется работоспособность и активность, что сказывается на учебном процессе. Склонны как к авторитарному стилю (на подъеме), так и к попустительскому. Подведение итогов, задание для самостоятельной работы 1) Назовите функции коммуникации в педагогическом процессе; 2) Обоснуйте взаимосвязь стиля коммуникации преподавателя и качества обучения; 3) Какой стиль коммуникации кажется Вам наиболее эффективным, какой стиль общения – более эффектным? 3) Почему акцентуация характера сказывается на стиле преподавания? 4) Какой стиль общения был у Вашей первой учительницы и как он сказался на Вашем подходе к учебе? 5) Каким был самый эффективный преподаватель, который Вам запомнился? 6) Почему преподаватель с демостративной акцентуацией характера не может выстроить диалогический стиль общения? Какой тип акцентуации должен сформироваться у эффективного преподавателя? 7) Почему у преподавателя с авторитарным стилем всегда высокие результаты формальной успеваемости, а у преподавателя с демократичным стилем результаты формальной успеваемости ниже? Список литературы Основные учебники: 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с. 2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 5-е издание, 2008 год, 192 стр. Дополнительная литература: 3. Аверьянова, (Жогова) Е.В. Актуализация знаний и информации у студентов / Е.В. Аверьянова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - 7691 КБ. ISBN 978-5-4418-022-8. 4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 448 c. 5. Горбатова М.К., Назипова М. Методики преподавания в высшей школе. - Нижний Новгород, 2012. 53 с. 6. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c. 7. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г. Левитес. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. - 320 c. 8. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с. 9. Рахимова О.Н. Компетентностно-ориентированные ситуации как фактор самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство»: [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Рахимова. - Оренбург, 2015. 236 с. 10. Рахимова, О.Н. Учебная ситуация как средство самореализации творческих умений студентов высшей школы / О.Н. Рахимова // Казанская наука. 2013. №9. С. 300-303. Глоссарий Педагогическое общение: межличностное взаимодействие, определяющее передачу и усвоение знаний в учебно-воспитательном процессе. Информационная функция педагогического общения: опосредует обмен знаниями, духовными ценностями и методами познания. Контактная функция педагогического общения: дает возможность принимать и передавать учебную информацию, поддерживать взаимосвязь в учебном процессе. Побудительная функция педагогического общения состоит в стимулировании учебной активности студента, направлении учебных действий и приобретения знаний. Амотивная функция педагогического общения: состоит в побуждении в обучающихся необходимых для эффективного обучения переживаний и чувств. Формы педагогического общения в преподавании психологии: 1) монологическая; 2) диалогическая. Авторитарный (монологический) стиль: преподаватель единолично решает вопросы коммуникации, не давая проявляться личным особенностям студентов. Попустительский стиль преподавания: преподаватель включаться в деятельность с минимальными усилиями, снимает с себя ответственность за педагогический результат. Демократичный, или диалогический стиль включает в общение, создает условия для проявления лучших свойств как педагога, так и студента.
«Коммуникативные аспекты преподавания психологии. Стиль общения и эффективность процесса обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot