Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Юродство и скоморошество как историко-культурные феномены

Кто такие юродивые

Юродство является важным явлением, определяющим смеховую, духовную культуру Древней Руси.

Юродивый является одним из самых ярких образов старорусской культуры. Первые юродивые появляются на Руси почти со времен принятия христианства.

Слово «юродивый» произошло от слова «юрод». В Древней Руси так переводились греческие слова, обозначающие «глупый, безумный», а также «простой, глупый». Также юродивыми в Древней Руси называли глубоко верующих людей. Юродство считалось высшим видом христианского подвижничества, так как юродивые отрекались от самого главного, что отличает человека от других живых существ, - разума. Выдавая себя за умалишенных, юродивые подвергались оскорблениям, поэтому, даже живя в обществе, были одинокими людьми.

«Юродивый», картина Павла Сведомского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. «Юродивый», картина Павла Сведомского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чем занимались юродивые

Юродивые занимались самоуничижением, самобичеванием.

Оскорбления и насмешки, творимые над ними, утверждали их в униженности и смирении, угодных христианству. Оскорбления, переносимые юродивыми с кротким смирением, были своего рода укором миру телесности и безнравственности, стремлением показать людям путь к идеалу.

Своим поведением они показывали, что мир земной культуры - ненастоящий, лицемерный, чуждый христианским нормам.

Жесты и слова юродивого страшны и смешны одновременно. Юродство находится как бы между телесным «смеховым миром» и миром духовной церковной культуры. Юродивый объединяет два мира - мир смеха и мир серьезности, мир телесного и мир духовного.

Одним из самых известных русских юродивых является Василий Блаженный. Он отказывается от одежды. У него нет постоянного жилья. Но ходит по городским улицам голым. При встрече с ним горожане приходят в ужас, испытывая страх и благоговение одновременно.

Юродство приобретало смысл тогда, когда действо разворачивалось при зрителях. Ведь без посторонних глаз оно попросту невозможно. Юродивые это прекрасно понимали, и только находясь в одиночестве, ночью, могли позволить себе снять с себя маску безумия. Только ночью юродивые могли молиться, при посторонних – никогда. Можно сказать, что в таком явлении как юродство зритель играет очень важную роль.

«Юродство и скоморошество как историко-культурные феномены» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Борьба с юродивыми

Расцвет юродства приходится на XIV–XVI века. Это было связано с борьбой с татаро-монгольским игом, что требовало идеологической поддержки, и объединением русских земель вокруг Москвы. Кроме Москвы, на роль лидера претендовали Новгород и Тверь. Рассматривать политический вопрос без последствий можно было только через призму религии и безумия (т. е. юродства). Больше всего юродивых было в эпоху правления Ивана Грозного.

Юродивые пророчили царю ливни из лягушек и жаб, горящую землю, дождь из огня и другие беды.

В XVII веке власти начинают бороться с юродивыми. В 1646 году их запретили пускать в храмы.

Очень не любил юродивых Петр I. В 1731 году юродивые были объявлены вне закона. В 1766 году Екатерина II приказала сдавать сумасшедших полиции. В России начали открыть клиники для душевнобольных, и со временем в обществе стало наблюдаться более спокойное и покровительственное отношение к ним.

Юродство стало одним из наиболее ярких культурных явлений Древней Руси, выполняющим посредническую функцию между дуxовным и телесным мирами, как их видели и понимали представители светской и духовной власти, и простые люди.

Скоморохи

Еще одним феноменом русской культуры является скоморошество. По одной из версий первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. Впервые слово «скоморох» упоминается в «Повести временных лет» в 1068 году.

Это веселые люди в ярких нарядах, которые еще со времен язычества бродили по русским деревням и селам, смеша простых и знатных людей.

В обиход слово «скоморох» вошло намного позднее, в XV - XVI вв. Скоморохи были заметными фигурами на игрищах еще у славян, задолго до образования Киевской Руси. Позднее скоморохи берут на себя «смеховую часть» программы игрищ, благодаря чему они становятся очень значимыми фигурами среди всех участников. Именно скоморох был центром игрища. Помимо игрищ, были и многочисленные бытовые обряды-пиры, и братчины, участниками которых были и скоморохи. В повседневной жизни скоморох играл очень важную роль.

Что делали скоморохи

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами и дрессировщиками. Часто они водили с собой медведей. Они сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, которые демонстрировали зрителям. Шутки и прибаутки скоморохов вскрывали большие и малые проблемы общества.

Ф. Н. Рисс «Скоморохи в деревне» (1857). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ф. Н. Рисс «Скоморохи в деревне» (1857). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Скоморохи показывали фокусы, танцевали, разыгрывали небольшие пьески, пели песенки. Обычно они выступали в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Скоморохи носили яркие цветные рубахи и штаны, а на голове – смешные колпаки с бубенчиками. Во время выступлений они напрямую общались со зрителями и вовлекали их в представление.

Скоморохи и церковь

Сразу же после крещения Руси священнослужители, приравняв скоморохов в языческим жрецам, начали вести с ними активную борьбу. Церковнослужители считали выступления скоморохов бесовскими игрищами, которые противоречат церковному уставу.

В 1648 году по просьбе архиепископа Никона был издан указ о запрете скоморошества. С тех пор на бродячих актеров начались гонения.

Скоморохов били батогами, сажали в тюрьмы, их инвентарь уничтожали.

Церковнослужители ненавидели искусство скоморохов. И тому было несколько причин. В первую очередь такое отношение было связано с тем, что смеховое народное творчество покушалось на основу религии - непререкаемость авторитета бога, требование некритического отношения к религии. Однако смех не признает авторитетов. Более того, он развенчивает их. Кроме того, скоморошество было несовместимо с христианским аскетизмом.

Все это, а также культурные тенденции эпохи Петра I привели к распаду института скоморошества.

Несмотря на это, скоморошество является неотъемлемой частью русской народной культуры. Феномен скоморошества нашел отражение в художественной литературе и опере и ассоциируется с народным творчеством, которое определило возрождение национального самосознания.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot