Положения земской реформы Ивана IV
Земская реформа — это ряд мер, которые были разработаны правительством Ивана IV в попытке полностью отменить систему кормлений путем замены наместников выборными властями, а также в целях передачи земствам всего местного управления с уголовной полицией и гражданским судом.
С 1550 года управление государством разделилось на две сферы, первая из которых касалась внешней обороны страны с боевым устройством, а вторая – внутренней безопасности страны и хозяйства. Другими словами, внутренняя сфера была направлена на устройство экономических источников, обеспечивающих военные силы.
Военно-административная сфера по-прежнему включала учреждения и служивых людей. Правительственные органы действовали в соответствии с непосредственным приказом, и потому назывались приказными.
Финансовые и полицейские дела второй сферы относились к ведению земских обществ. Так как в качестве органов управления выступали ответственные выборные власти, действовавшие под руководством центральных приказных учреждений, данная сфера управления являлась земской.
Вместе с новым Судебником 1550 г. правительством были изданы уставные грамоты местного самоуправления.
Отныне поставленные правительством наместники не могли проводить суд без участия выборных от населения. Помимо суда через выборных судей, правительство предоставило всем общинам право собственного управления, контроля за порядком и раскладки податей.
Каждая крестьянская община отныне признавалась равноправной с городскими общинами, и потому начальники общины и старосты, а также иные выборные должности считались состоящими на государственной службе.
Также на протяжении всего времени правления Ивана Грозного общины имели право просить освобождения от наместников, и их просьбы постоянно удовлетворялись. Единственным условием было внесение положенных на наместников оброков в казну.
Выборные начальники повсеместно избирались всеми членами общины.
Цели и результаты земской реформы
Основной целью земской реформы была замена наместников органами земского самоуправления, которые избирались из посадского населения и слоя зажиточного крестьянства. Отныне земские власти совершали судебные действия и чинили расправу по делам второстепенной важности, а также контролировали сбор подати, которая ранее шла кормленщикам, а теперь поступала в царскую казну.
В целом, реформа местного самоуправления была направлена на ликвидацию феодальной раздробленности в местном аппарате правительства, укрепляя власть феодалов над низшими слоями крестьянства и городских жителей.
Однако правительство действовало не всегда планомерно, и то давало земли на откуп, то вновь вводила кормления
В центре Московского государства было наиболее сильно поместно-вотчинное землевладение, и потому земское самоуправление не в состоянии было соперничать с дворянским землевладением в лице губных старост.
Западные и южные окраины в конечном итоге вернулись к кормлениям.
Наиболее успешно проведение земской реформы было в северо-восточных землях государства, потому что преобладающим населением являлось черносошное крестьянство, а вотчинников было, напротив, довольно мало. Хуже дела обстояли в южных русских землях по причине преобладания бояр-вотчинников.
Таким образом, на основной территории земская реформа так и не была осуществлена, однако власть наместников все же со временем была заменена на тесно связанное с центральным правительственным аппаратом воеводское управление.