Водные пути
Наиболее яркой особенностью Российской империи являлась широта ее территорий. В первой половине $XIX$ в. отмечалось развитие отдельных отраслей экономики, росли и множились города, со всем этим значительно увеличился и товарообмен.
В связи с вышеописанными обстоятельствами остро встал вопрос транспортного сообщения. В начале $XIX$ в. речные пути оставались основным способом передвижения по России с коммерческими целями. Можно даже сказать, что в $XIX$ в. речными путями стали пользоваться еще активнее в связи с увеличением количества грузоперевозок из-за развития промышленности и товарного производства на селе.
Водный способ доставки грузов отличался нерегулярностью из-за природных факторов: продолжительной холодной зимы, весенних паводков, летнего мелководья. Например, зерно из Нижнего Новгорода в Петербург могло прибыть более чем через год после того, как оно было собрано. Эти обстоятельства осложняли развитие судоходства.
Государство стремилось к развитию водных путей. Ландшафтные особенности России облегчали строительство каналов, т.к. верховья рек находились, зачастую, рядом. Большинство построенных каналов совпадали с древними волоками. В начале века была построена Мариинская система, которая проходила по:
- Шексне,
- Вытегре,
- Онежскому,
- Белому,
- Ладожскому озерам,
- шлюзованным каналам,
- Свири,
- Неве,
и соединяла, таким образом, Петербург с Волгой.
В то же время строилась Тихвинская система, которая соединяла Мологу и Ладожское озеро. В $1804$ г. закончилось строительство Огнинской системы, которая соединила Днепр и Неман; кроме нее примерно в то же время появилась Березинская система, соединившая Западную Двину и Днепр.
Водные пути требовали больших усилий и затрат для обслуживания. Тяжелейший труд рабочих выполняли бурлаки.
Появление пароходства
Пароходное сообщение изменило положение в речных грузоперевозках. Первый пароход был спущен на Неву в $1815$ г. Строительством пароходов занимался машиностроительный завод Берда.
Для экономики огромное значение стало играть пароходство на Волге и Каме. С постройком Сормовского судостроительного завода движение пароходов по этим рекам возросло.
На Черном, Каспийском, Балтийском и Белом морях пароходство начало развиваться в $30$-е гг. $XIX$ в.
Отметим, что пароходство начало развиваться по инициативе государства, но вскоре стало невероятно прибыльным предпринимательством.
Гужевой транспорт
Гужевой транспорт был традиционным соперником водного. Зимой для перевозки хлеба на гужевом транспорте работало до $3$ млн. человек. В определенных районах, например, на Кавказе, гужевой транспорт был основным способом перевозки грузов. Первые шоссе стали появляться с $1817$ г. Грунтовые дороги были развиты хорошо, но в непогоду по ним было невозможно передвигаться.
Начало строительства железных дорог
При Николае I в правительстве разыгрывалась интересная дискуссия по отношению к идее железнодорожного строительства. Многие, в особенности министр финансов Канкрин Е.Ф. были против железных дорог, обосновывая свое мнение тем, что это пагубно сыграет на «народной нравственности», позволив крестьянам легко менять место пребывания.
В основном за строительство железных дорог выступало ведомство путей сообщения.
Первую железную дорогу начали строить в $1837$ г. Она соединила Петербуг и Павловск, но не имела практической цели. В $1839$ г. начали строить Венско-Варшавскую железную дорогу. Движение по этой железной дороге было открыто в $1845$ г., она значительно облегчала связь с Центральной Европой.
В $1851$ г. было завершено строительство прямого железнодорожного пути от Петеррбурга к Москве, обоснованного прежде всего политическими причинами.
В $50$-е гг. началось строительство железнодорожного пути Петербург-Варшава. В целом, за первую половину $XIX$ в. общее количество километров железных дорог было еще небольшим. Строились железные дороги, как и шоссейные, на средства казны.