Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие и место горнодобывающей промышленности в экономике Сибири в конце XIX – начале ХХ века

Роль железной дороги в развитии экономики Сибири

Строительство Сибирской железной дороги вызвало бурный экономический рост Сибири. Великий Сибирский путь двояко повлиял на экономику региона.

С одной стороны, появление железной дороги позволило включить Сибирь в общерусский поток капитализма, создать огромный плацдарм для вложения капитала, а с другой Транссибирская магистраль была могучим рычагом колониальной политики самодержавия, направленной на сохранение Сибири в качестве сырьевого придатка и рынка для торгово-промышленной буржуазии.

Одной из отраслей сибирской промышленности, которая получила активное развитие после строительства Сибирской железной, стала горнодобывающая промышленность. Активное развитие этой отрасли еще больше подчеркивало роль Сибири в качестве сырьевого придатка. Некоторые старинные отрасли местной промышленности (например, сибирская металлургия) перестали развиваться, не выдержав капиталистической конкуренции.

Пока строилась железная дорога, местные металлургические заводы еще работали. После открытия железной дороги сибирские предприятия не смогли конкурировать с более сильными уральскими заводами. Поэтому в 1899 году Николаевский и Лучихинкий заводы в Иркутской губернии закрылись, а Петровско-Забайкальский и Гурьевский заводы сократили объемы производства металла.

Развитие сибирской золотопромышленности

А вот на развитии ведущей отрасли горного дела – золотопромышленности – проведение Сибирской железной дороги отразилось положительно: добыча золота увеличилась, кроме того, в этой отрасли произошли глубокие структурные изменения (единоличные и паевые предприятия трансформируются в акционерные общества, появляются монополии, усиливается роль банков). Кроме того, Сибирь становится точкой притяжения иностранного капитала.

С конца XIX века активно развиваются акционерные предприятия сибирской золотопромышленности. В 1895 года образуется Российское золотопромышленное общество, а в 1896 году – Ленское золотопромышленное товарищество.

«Развитие и место горнодобывающей промышленности в экономике Сибири в конце XIX – начале ХХ века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1896 г. было преобразовано из паевого в акционерное общество Ленское золотопромышленное товарищество, самое крупное по добыче золота предприятие в Сибири.

Еще одно важное преобразование, затронувшее сибирскую золотопромышленность, - это техническое перевооружение производства добычи золота и внедрение систем машин, что означало переход от мануфактурного производству к фабрике. Этот глубокий качественный скачок был непосредственно связан с постройкой Сибирской железной дороги.

В 1893 году енисейский золотопромышленник Черемных купил в Англии полный комплект фабрики для получения золота из кварцитовых руд химическим путем.

Так в Сибири появилась первая фабрика по добыче золота и кварцитов.

Но внедрение машинных систем все же не привело к коренной технической реконструкции производства. На большей части предприятий все еще использовался ручной труд.

Развитие каменноугольной промышленности в Сибири

Еще одной важной отраслью горного дела Сибири была каменноугольная промышленность. И возникновение, и развитие этой отрасли тесно связано с Транссибом.

Сибирская железная дорога очень нуждалась в топливе, а наличие богатейших каменноугольных месторождений почти по всей трассе магистрали вызвали появление большого количества компаний по добыче угля.

Уголь добывали в Западной и Восточной Сибири, а также на Дальнем Востоке.

В 1897 г. начали выдавать на-гора каменный уголь Судженские копи Л. А. Михельсона. Со временем их производительность стала быстро расти.

Сибирская каменноугольная промышленность развивалась стремительными темпами. Основные каменноугольные бассейны сформировались менее чем за десять лет. В 1910 году добыча каменного угля составила почти 100 млн пудов (около 7 % общероссийской добычи).

Мощности каменноугольных предприятий было достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности Сибирской железной дороги и местного рынка, кроме Дальнего Востока. Там отечественная каменноугольная промышленность вынуждена была конкурировать с иностранным углем. Несмотря на том, что изначально сибирская каменноугольная промышленность возникла как служебная отрасль железной дороги, и объемы ее производство зависели от заказов казны, она сильно влияла на развитие других отраслей.

Каменный уголь был более экономичным видом топлива, поэтому постепенно вытеснил дрова в речном пароходстве, в мукомольной, цементной и других отраслях промышленности.

Добыча соли в Сибири

Еще одной отраслью горного дела, получившей развитие после запуска железнодорожного сообщения, стала добыча соли, являвшаяся старейшей отраслью горной промышленности Сибири.

В конце XIX века в Сибирь перестали завозить соль из Европейской России, потому что собственное производство полностью обеспечивало потребности местного рынка.

Соль пользовалась большим спросом. Этому способствовали рост численности населения, развитие мясо-молочной, рыбной и других отраслей промышленности.

В 1895 году общий объем соли, который вываривался на сибирских предприятиях, составлял 2,5 млн пудов. В 1910 году данный показатель вырос до 15,5 млн пудов.

К концу XIX века Россия стала одним из крупнейших мировых производителей соли. Значительная часть соли добывалась на Соль-Илецком месторождении. Стоит отметить, что эта соль отличалась высоким качеством и считалась лучше солью в мире, что неоднократно отмечалось медалями на различных промышленных выставках, проходивших как в России, так и за рубежом.

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot