Поиск интеллигенцией путей развития страны
Основная функция общественных наук состояла в том, чтобы идеологически защищать (а не развивать) тот весьма сложный и далеко не во всем теоретически обоснованный социальный эксперимент, который большевики вместе со значительной частью российской интеллигенции впервые в мире решились опробовать на практике.
Российская интеллигенция, призванная выражать и защищать интересы всего народа, никогда не отличалась единством своего мировоззрения и политических позиций, особенно в сложных ситуациях. Она охотно дискутировала частные вопросы общественной жизни, обходя стороной принципиальные и сложные проблемы развития экономики и общества, поскольку такие проблемы – больные места большой политики. Трогать их рискованно. Можно потерять то, что уже имеешь.
Исключение составляли ученые, конструкторы, инженеры, связанные с созданием новой техники и технологий, развитием естественных наук. Эта часть интеллигенции вместе с учительским корпусом, врачами, работниками сферы культуры и искусства выступала главным носителем духовности, нравственности и творческих сил России.
После XX съезда партии в среде молодежи и творческой интеллигенции стали бурно обсуждаться наиболее актуальные проблемы советского исторического опыта.
В 1956–1957 гг. органы государственной безопасности забили тревогу по поводу «проявления нездоровых и вредных настроений».
В Москве, Ленинграде, Свердловске, Горьком и некоторых других крупных городах возникли нелегальные политические кружки и группы. Не связанные между собой, они выступали с различными программами, требованиями, издавали листовки и вели пропаганду своих взглядов.
Неудачи хрущевских реформ заставляли людей критически оценивать собственный исторический опыт, сравнивать достижения Советского Союза и стран Запада. В общественном сознании зарождалось Понимание необходимости использования зарубежного опыта. Наиболее активная часть интеллигенции выступала за расширение демократии и выработку реальной перспективы дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.
Номенклатурная интеллигенция
Большую часть интеллигенции составляли работники государственного управления и контроля. Несущим каркасом этой системы выступали министерства.
Значительная часть интеллигенции пополняла ряды многочисленной советской бюрократии. Этот слой разного рода управленцев насчитывал около 18 млн. человек – шестую часть всех занятых в народном хозяйстве. Бюрократия стала играть сравнительно независимую роль в государстве. Экономика, политика, общественная мысль и культура оказались в крайней степени обюрокраченными. Чиновники имели доступ к привилегиям в соответствии с занимаемым положением. Многие из них хотя и тяготились режимом, но отличались ревностным отношением к службе и нетерпимостью к оппозиции.
Особое положение в социальной структуре общества занимали высшие чиновники, генералитет, видные деятели литературы и искусства, которые входили в советскую элиту и имели доступ к некоторым материальным благам, недоступным для основной массы населения. Всего в аппарате органов управления работало 2,3 млн. человек.
При этом элитный слой управленцев был немногочисленным, а подавляющая масса чиновников занималась преимущественно канцелярской работой. Проводимая кадровая политика создавала благоприятные условия для сосредоточения власти в руках узкого круга несменяемой партийно-государственной номенклатуры.
Развитие национального движения
Особую тревогу вызывало расширение национального движения в союзных республиках, где политика «коренизации» привела к усилению националистических настроений.
Местные элиты на Украине, в Молдавии и Прибалтийских республиках стремились проводить политику дерусификации и оказывали поддержку различным течениям и формам местного национализма, которые ратовали за независимость и выход из состава СССР.
Были случаи проведения митингов, распространения листовок с антисоветским и националистическим содержанием.
Национальная интеллигенция ратовала за чистоту родного языка и национальной культуры. Армянское национальное движение начало тяжбу с Азербайджаном за возвращение Нахичевани и Нагорного Карабаха, а Азербайджан, в свою очередь, претендовал на ряд районов, входивших в состав Армении. В республиках Средней Азии усилилась тяга к исламу, особенно на семейнобытовом уровне.
Обострение национального вопроса и противостояния Кремлю привело в 1958–1961 гг. к смене высших партийных руководителей в Азербайджане, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Местные элиты видели в этом давление Москвы и русскоязычного населения, доля которого увеличивалась в Прибалтике и ряде республик Средней Азии. На этой почве шло размежевание между русскоязычным и коренным населением, усиливались антирусские настроения.