Гравюра. Парсуна
В повседневности среди живописных жанров самой популярной была гравюра. Многи книги имели гравированные изображения. Кроме книг, гравюры заказывали для домов и т.п. в качестве полноценных картин. Тематика гравюр была разнообразной, преобладали светские мотивы, в особенности – военные. Много известно гравюр с изображением Полтавской битвы. Граверы петровского времени:
- Бунин Л.
- Зубов А.
- Зубов Ф.
- Ростовцев И.
- Адольский И.
- Киприанов В.
Русская живопись активно формировалась с конца $XVII$ в. В иконописи появилась тенденция к реалистичному изображению людей и окружающего мира.
Популярным был жанр парсуны, традиционного плоскостного портрета, но обязательно имевшего сходство с оригиналом. Большое влияние на художников, работавших в технике парсуны, оказало западноевропейское искусство. Назовем несколько имен мастеров – Михаил Челнаков, Лука Смольянинов, Иван Безнин.
Новшества в живописи
В начале $XVIII$ в. относительно подготовки художников был издан ряд указов. Большую группу мастеров переселили в Петербург, где требовалось провести огромное количество росписей и т.п. Наиболее талантливых отправляли за границу. Отметим ряд известных работ: портреты цесаревны Анны Петровны, царевен Прасковьи Ивановны и Натальи Алексеевны, канцлера Головкина Г.И., «Портрет напольного гетмана» кисти Ивана Никитина, «Автопортрет с женой» Андрея Матвеева.
Отечественных мастеров отправляли за рубеж, также приглашали в Россию иностранцев (Л. Каравак, И.Г. Таннауэр).
«Нарышкинское барокко». Ордерная система
Архитектура при Петре I также ощутила влияние Европы. Сильнее всего это заметно в «нарышкинском стиле» (иначе – «московское барокко») церковной архитектуры. Конструкция храма изменилась – стала центрической, они стали светлыми и торжественными, часто башнеобразными. В таком стиле выстроены церкви Покрова в Филях, церкви в Троице-Лыкове и др. Отметим, что в московском барокко иногда сложно выделить западные черты из-за обилия русского узорочья.
Нововведением стала ордерная система, означавшая обилие колонн, портиков, фронтонов. Такие элементы довольно скромны, но одновременно и торжественны. Примером ордерной системы стала церковь Ивана Воина в Москве. А компактные храмы-ротонды были популярны среди западников, их строили в основном на территориях усадьб, например, Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово на территории усадьбы Григория Федоровича Долгорукого.
Интересным примером сочетания нарышкинского барокко с ордерной системой является т.н. Меншикова башня, церковь архангела Гавриила. Она была создана архитектором И. Зарудным.
В интерьерах церквей стали преобладать богатые резные многоярусные иконостасы. И. Зарудный был одним из лучших мастеров резьбы по дереву. Вообще в почете были белорусские мастера резьбы.
Архитектура Петербурга
Ярче всего новшества заметны в гражданской архитектуре. Приведем здесь в пример Палаты дьяка Аверкия Кириллова.
В Петербурге все строилось по абсолютно новой архитектуре. Для нее характерно барокко голландского варианта. Такое барокко менее вычурно, в нем есть стремление к рациональности. Выразителем этого стиля был Доменико Трезини. Его творение – Петропавловский собор и планировка Васильевской части города.
В целом облик Петербурга составляли отдельные знаковые здания – Кунсткамера, Адмиралтейство, Петропавловские коллегии, Гостиные дворы. Кроме Трезини над строительством Петербурга работали Варфоломей Растрелли, Жан-Батист Леблон, Иван Коробов, А.Д. Захаров и многие другие.