Местное самоуправление — это организация деятельности населения, которая обеспечивает решение гражданами вопросов местного значения, исходя из интересов жителей данной территории.
В современном понимании местное самоуправление сформировалось на рубеже XVIII-XIX веков. Определился вектор развития местного самоуправления как власти, соединяющей государственные и общественные начала, обладающей некоторой автономией в определенной компетенции и в рамках самостоятельных структур.
Понятие «местное самоуправление» трактовалось как административный порядок, при котором выборные местные органы осуществляют управление под общим наблюдением центрального правительства.
Местное самоуправление в России в XIX веке
В компетенцию земств входили хозяйственные вопросы:
- местное хозяйство;
- школы;
- больницы;
- благоустройство;
- ветеринарная помощь;
- дороги;
- статистика.
Земства при этом лишь на бумаге имели исполнительную власть, полицейская власть была в ведении правительства.
Термин «самоуправление» появился в России в середине XIX века, но самоуправленческие начала здесь проявлялись еще во времена Руси.
Система местного самоуправления развивалась здесь во второй половине XIX - начале XX века на фоне новых в российской истории политических и социально-экономических процессов.
В 1861 году были учреждены сельские общества для бывших крепостных крестьян. В принятом 1 января 1864 года «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» впервые в истории России по инициативе дворянских депутатов создавались земские органы и избираемые ими земские управы. Александр II в 1870 году утвердил «Городовое положение», создавшее в городах самоуправление на тех же принципах, что и земское.
Земства были всесословными учреждениями. Они состояли из исполнительных и распорядительных органов. Исполнительными органами были избиравшиеся населением уездные и земские управы. Распорядительными органами являлись земские собрания. Председателем уездного земского собрания был уездный предводитель дворянства. Уездная земская управа была исполнительным органом и состояла из председателя и членов. Уездные земские собрания избирали гласных – депутатов губернского земского собрания, в котором председателем был губернский предводитель дворянства, а исполнительным органом - губернская земская управа. Земские учреждения избирались на три года. Председатели избирались земскими собраниями, но должность председателя уездной управы утверждалась губернатором, а губернской – министром внутренних дел.
Работа местного самоуправления подвергалась регламентации административно-бюрократическим аппаратом. В процессе деятельности некоторые представители земств пытались выйти за рамки хозяйственных функций, что ускоряло реформирование системы на основе консервативных начал.
В России на разных этапах развития государственности накопился богатый опыт функционирования разных форм самоуправления. В силу ряда факторов самоуправление всегда оказывалось связанным с государственным управлением, зависимым от его, инициативы всегда подавлялись государством. Наличие феодальных пережитков сказывалось на развитии местного самоуправления и обусловило сословный характер и узость задач. Великие реформы поставили вопрос о фактическом создании новой системы взамен прежней изжившей и несовершенной системы. Ликвидация крепостного права потребовала перестройки системы отношений в деревне и вовлечения крестьян в решение хозяйственных задач на местном уровне.
Местное самоуправление в России было создано по инициативе правительства, что отразилось на структуре и направлениях деятельности. В соответствии с хозяйственной теорией, функции местного самоуправления были ограничены хозяйственными вопросами местного уровня. Законодательство о выборах основывалось на системе цензов. Первым стал имущественный ценз: для участия в выборах необходимо было обладать собственностью. Все избиратели были разделены на группы, которые отдельно выбирали своих представителей. Дворянство получило преимущества на выборах в ущерб другим категориям населения.
Местное самоуправление в Германии в XIX веке
В компетенцию органов местного самоуправления Германии входили местные налоги, вопросы развития местной экономики. Оно фактически охватывало почти все вопросы жизнеобеспечения. Федеральные органы имели строго ограниченную компетенцию, перечисленную и регулируемую законами. Муниципалитеты обладали общей юрисдикцией на территории общины.
Значительное влияние на развитие местного самоуправления в Германии было оказано реформой правительства барона фон Штейна начала XIX века. Введённый в 1808 году Устав городов стал основой формирования системы местного самоуправления.
Для реформы было характерно стремление ликвидировать параллелизм органов местного самоуправления и правительственных органов, с образованием целостной системы управления.
На местах высшим органом власти были городской совет или совет общины. На органы самоуправления Устав возлагал обязанности решать местные дела. Магистрат – коллегиальный исполнительный орган местного управления, действовавший параллельно с выборным, затем вошел в систему общего государственного управления.
Федеральные, земельные и местные структуры действовали каждая на своём уровне. Местное самоуправление было частью политической жизни. Организационная модель местного самоуправления была закреплена в земельных законах об общинах, а организационное верховенство коммун ограничивалось правом определения внутренних структур.
Самоуправление сохраняло специфические стороны организации, выражавшие особенности ее политической и правовой истории, но одновременно в них выявилась та самостоятельность истории конкретной страны общности, которая не нуждается в разъяснениях ее происхождения:
- раздельное развитие земского и городского самоуправления;
- основной единицей формирующейся самоуправленческой организации была самоорганизующаяся община, имеющая исторические основы в совместных проживании и производстве;
- самоуправление в Германии характеризовалось финансовой слабостью органов самоуправления.
Япония во второй половине XIX века
Местные органы имели право осуществлять административное управление, управлять имуществом и вести дела; они могли издавать постановления. Местное самоуправление вносило плановое начало в развитие территории, поддерживали инфраструктуры, необходимые для жизнедеятельности, содействовали местному предпринимательству.
Первый кодекс законов для городов вышел в 1886 году с комментарием юриста из Берлина Альберта Моссе. В 1890-1899 годах принимаются кодексы для префектур и дистриктов.
Первичным органом местного самоуправления стало собрание депутатов, обладавшее правом изменять местные постановления, решать вопросы изменения налогообложения, создавать арбитражные прецеденты. Мэра подбирало министерство внутренних дел из кандидатов, рекомендованных собранием, и формально назначал император.
Для описания характера взаимоотношений местных и центральных органов власти подходит понятие партнерство. Оно достигалось благодаря разграничению функций центральных и местных органов власти. При выполнении обоими сторонами своих функций складывалась ситуация, в которой успех зависел от тесного взаимодействия усилий центра и периферии.