Общие тенденция развития европейской культуры
$XVII-XIX$ века вошли в историю Европы как время утверждения капиталистического способа производства. Промышленная революция, начавшись в Англии, охватила все европейские экономики. Развитие промышленности невозможно представить без достижений научной мысли в области естествознания, точных и прикладных дисциплинах.
В $XIX$ веке формируется единая система наук, естествознание находится на этапе процветания. Успехи естественных наук находят применение в производстве. Для этого образуются исследовательские лаборатории, направленные на ускорение промышленного производства. Ведущие отрасли экономик испытывают воздействие научных открытий. Ощутимей всего они проявляются в металлургии, машиностроении, энергетике и химической промышленности. К революционным результатам взаимодействия науки и техники относятся:
- создание двигателя внутреннего сгорания,
- изобретение телефона,
- радио и кино,
- применение паровозов.
Прогресс в науке оказал влияние на развитие литературы, искусства. В художественной культуре проявляются новые направления: классицизм, романтизм, импрессионизм и критический реализм.
Португальская наука
Учёные Португалии внесли вклад в развитие общемировой науки.
Жуан ди Лоурейру (1717-1791 годы) – известный ботаник, палеонтолог и медик. 44 года своей жизни провёл в Азии в качестве миссионера. Он изучал растительный мир и дал названия многим видам растений региона. Вернувшись на родину, учёный опубликовал в 1782 году книгу с систематизацией знаний, дал транскрипции китайских названий.
Бартоломеу Лоуренсу де Гусман (1685-1724 годы) конструировал летательные аппараты. Первым его изобретением стал проект водопровода, на который он получил патент в 1707 году. в 1709 году Гусман представил модель будущего летательного аппарата. Против его изобретения выступила инквизиция.
Фернанду ди Менезиш (1614-1699 годы) писал сочинения по геометрии, истории и географии. Самые главные рукописи: «Жизнь короля Жуана I» и «История Танжера».
Литература
В $XVII$ веке португальская литература попадет под влияние испанских образцов и входи в полосу оскудения. Над шаблонными авторами можно назвать несколько самобытных писателей. К ним относится Антониу Виейра (1608-1697 годы). Его «Пророчества» о невесёлом будущем Португалии вызывали интерес современников. Поэты-гонгористы (последователи слога Гонгора) господствовали в поэзии. К ним относятся Франсишку Мануэла де Мелу (1608-1666 годы) и Антониу Барбозы Баселара (1610-1663 годы). Любовную связь тонко описывает Мариана Алкофорада (1640-1673 годы) в «Письмах португальской монахини».
В $XIII$ веке происходит некоторое оживление литературной жизни. Франсишку Шавьер де Менезеш (1673-1799 годы) написал поэму «Энрикеида», ориентированной на культуру Франции. К классицизму относится творчество Педру Антониу Корреа Гарсан (1724-1772 годы) и Антониу да Круз и Силва (1731-1799 годы). Романтичекими стихами прославился Франсишку Мануэл ду Нашсименту (1734-1819 годы).
Начавшийся $XIX$ век принёс стране неисчислимые бедствия, португальцам становится не до литературы. Творчество Алмейда Гаррета (1799-1854 годы) направлено на идеализацию прошлого Португалии. Его произведения: «Камоэнс», «Дона Бранка», «Ауто Жиля Вмисенте» и другие пронизаны народными мотивами. Романтик-патриот Герра Жункейру писал оригинальные поэтические произведения. Коимбрская школа вырастила прозаиков реалистической и натуралистической направленности. к ним относятся: Камилу Каштелу Брану (1826-1890 годы) и Жозе Мария Эса ди Кейрош (1846-1900 годы).