Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э.

Формирование полисного строя в Аттике

Аттика – один из процветающих греческих регионов по величине сопоставимый с Беотией. Но, если на территории Беотии возникли десятки полисов, то Аттика, на протяжении столетий продолжала оставаться областью Афинского государства. Она расположена на Юго-Востоке центральной Греции и условно была разделена на три округа: равнина – территория вокруг Афин и Элевсина; побережье – выдающийся в море полуостров, заканчивающийся мысом Сунион; нагорье – северные области, занятые горами Парнес и Пентелик. Государственные институты молодого полиса складывались намного медленнее, чем на Пелопоннесе, но, постепенно, Афины превратились в одну из наиболее могущественных держав Древней Греции, а ее столица стала крупным культурным и политическим центром.

Замечание 1

Рождение полисного строя в Афинах отличалось от других территорий тем, что он возник вследствие постепенной трансформации родовых отношений, а не в результате завоевания и конфискации имущества у коренного населения. Военное вмешательство здесь было минимальным. Этот факт стал причиной становления в Афинах самой развитой социально-политической формы греческого полиса.

Проследить развитие афинской демократии от зарождения стало возможным, благодаря многочисленным косвенным письменным свидетельствам. В то время как история остальных греческих государственных образований не была столь широко освещена.

По свидетельству археологических источников, Аттика была населена с древнейших времен. Самое раннее, найденное здесь погребение датируется $III$ тысячелетием до н.э. Уже в Микенскую эпоху, на ее территории располагалось два царства, которые прекратили свое существование во $II$ тысячелетии до н. э. в результате переселения северных племен. Дорийское нашествие практически не затронуло регион, и здесь по-прежнему продолжали проживать ионийцы и пеласги. Но в это время, приходят в движение вытесненные с Пелопоннеса ахейцы. Именно они формируют в начале $I$ тысячелетия до н.э. племенную группу афинян, говорящую на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Афин складывается несколько общин управляющихся басилеями. Эллины верили, что в это время Аттикой управляли легендарные цари, так, например Ион разделил все общество на три филы, а те соответственно подразделялись, на три фратии, которые в свою очередь состояли из $30$ родов, а роды, из $30$ семей.

«Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 1

Фила – родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. В Аттике, после реформ Клисфена так стали называть $10$ территориальных единиц.

Определение 2

Фратия – родовой союз, племя в Древней Греции.

Афины находились в $5$ километрах от моря, а ее мощные укрепления на скалистом акрополе служили гарантом безопасности жителей от нападения пиратов и соседних полисов. Аттика обладала плодородными землями, позволяющими получать высокие урожаи, в то же время, в этом регионе были обнаружены залежи высококачественной глины, что позволило наладить керамическое производство.

Социальная и политическая структура

Разложение родового строя и появление первых признаков зарождения государственности происходит наравне со всей Грецией, в $IX—VIII$ вв. до н. э. Частью добровольно, частью принудительно, начинается объединение общин Аттики вокруг единого центра. Если верить мифологии, его завершил герой Тесей, уничтожив родовые советы старейшин двенадцати разобщенных племенных объединений. С этого времени, делами всей территории стал распоряжаться совет афинских басилеев.

Определение 3

Басилей – глава племени или общины, обладавший всеми видами власти.

Общим, для всего региона, становится культ богини Афины, в честь которой были организованы Панафинеи (праздник, торжественно справлявшийся всем населением). В столицу государства были переселены знатные роды из других поселков, тем самым увеличивая массу городского населения. Сюда же, перенесли храмы главных аттических богов – Посейдона и Деметры. С увеличением населения продолжается процесс социального расслоения общества, который привел к образованию трех основных классов:

  • Эвпатриды – афинская родовая знать, состоящая из крупнейших землевладельцев в Аттике
  • Геоморы – сельскохозяйственное население Аттики, состоящее из простых крестьян
  • Демиурги – ремесленное население полиса, состоящее в основном из переселенцев, не имеющих прав на владение землей.

Меняется и политическая структура государства. Так, на смену басилеям приходят архонты, а совет старейшин трансформируется в Ареопаг, что нанесло серьезный удар традициям родового строя.

Определение 4

Архонт – высшее должностное лицо. В Афинах существовала коллегия из 9 архонтов. Первоначально назначался пожизненно, затем, избирался ежегодно из числа наиболее уважаемых граждан на основе высокого имущественного ценза (пентакосиомедимны). После окончания срока полномочий становился членом Ареопага.

Определение 5

Ареопаг – первоначально, совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на Акрополе – холме, посвященном богу войны Аресу. По мере развития демократии постепенно терял военное и политическое значение.

В VIII—VII вв. до н. э. произошел захват власти эвпатридами (крупнейшие землевладельцы Аттики), которые присвоили себе основную массу плодородных общинных земель. Лишенные наделов соплеменники попадали в зависимость от аристократов. Положение усугублялось тем, что по традиции знать занималась толкованием норм обычного права, и нередко использовала это преимущество в своих интересах.

Законы Драконта

К 640 году до н.э. постепенно нарастает недовольство общества произволом аристократии. Бедняки требуют наделить их землей и списать все долги, окрепшая торгово-ремесленная знать, имея крепкую экономическую почву под ногами пытается добиться политического преобладания и власти, а следовательно, лишить этой привилегии эвпатридов. Нараставшее недовольство ослабляло афинское государство, что проявилось в потере контроля над стратегически важным островом Саламин, прикрывавшим вход в бухту порта Пирей. Это подорвало власть аристократического рода Алкмеонидов. Которые были впоследствии изгнаны из города. Еще один удар по аристократическому произволу был нанесен архонтом Драконтом в 621 году до н.э., который произвел кодификацию законодательства. «Законы Драконта» славились особой жестокостью, хотя большинство ученых приходит к выводу, что он лишь записал нормы обычного права, добавив несколько пунктов. Нам известны лишь некоторые из них:

  • Отменялось право кровной мести, вместо него устанавливалось наказание за убийство. Причем Драконт впервые разделил деяние на две категории: умышленного и непредумышленного убийства.
  • Закреплялось право частной собственности, причем за нарушение закона вменялась смертная казнь. Столь строгая мера распространялась на любое посягательство, даже на кражу овощей с поля.
  • Обращение в рабство в случае не оплаты долга.

Кодификация законов пресекла произвол в их толковании, но положение рядовых граждан по-прежнему оставалось тяжелым, так как земля и основные рычаги управления все еще были сосредоточены в руках эвпатридов. Этот факт вызывал волны недовольства среди демоса, тяготившиеся высокими поборами, кабальными долговыми обязательствами, и фактическим рабским положением. В $VII$ в. до н. э. социальные противоречия достигли такой остроты, что готовы были вылиться в кровавые столкновения. В этих условиях эвпатриды идут на уступки, избирая архонтом Солона, на которого возлагают тяжелую задачу по нормализации общественной обстановки.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot