Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Антимогольские движения и распад Индийской империи

Определение 1

Империя Великих Моголов — это государство, существовавшее в 1526—1540 и 1555—1858 годах на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеша и юго-восточного Афганистана,

Антимогольские движения и распад Индийской Империи

При Шахе Джахане обнаружились первые признаки кризиса, которые в полной мере проявились в период правления падишаха Аурангзеба (1658-1707 гг.). Он пришел к власти после дворцового переворота и войны с тремя братьями, среди которых выделялся Дара Шукох. Высокообразованный и талантливый, Дара Шукох планировал возобновить реформы Акбара, но показал себя неудачливым политиком и плохим полководцем. Аурангзеб же оказался мастером политических интриг и успешным военачальником. Он включил в состав империи почти всю Индию, кроме Юга. Спасение империи он видел в насаждении ортодоксального ислама и вновь ввел джизию, для индусов установил двойные ставки прочих налогов, запретил индусам отмечать их праздники, повелел разрушать их храмы. Это лишь подхлестнуло недовольство властью династии Моголов.

Великие Моголы свою власть укрепляли огнем и мечом. На завоеванных территориях вспыхивали сепаратистские выступления, возглавляемые местными феодалами, которые не смирялись с властью чужеземцев. При этом сопротивление могольской экспансии оказывали как индусские княжества, так и мусульманские.

Антимогольские движения главным образом представляли собой либо сопротивление завоеванию, либо мятежи феодалов. Крупнейшим было вооруженное восстание афганских племен под руководством исмаилита Баязида Ансари в 1586 году. Повстанцам удалось нанести поражение могольской армии. Однако новая карательная экспедиция осадила мятежников в горах и вынудила сдаться. Восстания продолжались до начала XVII в., хотя выделившаяся из массы повстанцев верхушка влилась в могольскую знать.

При Джахангире крупных антимогольских движений не случалось. Только при Шах Джахане и при Аурангзебе начался кризис империи, перешедший в необратимый процесс распада, и Моголы столкнулись с подлинным антимогольским движением.

Особенности антимогольской борьбы:

«Антимогольские движения и распад Индийской империи » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • массовый характер вооруженной борьбы;
  • наличие идеологической основы, так или иначе связанной с религиозно-реформаторскими течениями;
  • заметная роль этнической консолидации и патриотические настроения;
  • осознание участниками движения необходимости независимости от империи и создания государства на этнической и конфессиональной основе.

В условиях разных стадиях политического, социально-экономического и этнокультурного развития народов Индии не могло быть речи о единой антимогольской борьбе, хотя различные лидеры знали друг о друге, считая себя союзниками и в некоторых случаях координируя свои действия. В разных регионах антимогольские движения имели ряд особенностей с точки зрения идеологического обеспечения, движущих сил, этнического фактора.

Антимогольская борьба маратхов

Замечание 1

В Махараштре с наибольшей силой проявился процесс этнической консолидации.

Историческая память маратхов сохранила воспоминания о могучих государствах Чалукъев, Раштракутов и Ядавов. Их язык имел долгую историю развития, в раннее Средневековье потеснив санскрит в сфере официального делопроизводства.

На протяжении всего XVI века страна маратхов была ареной войн армий султанатов Ахмаднагара и Биджапура и войск Моголов. Маратхские феодалы воевали против Моголов.

Шаху Шиваджи (1630—1680) историей была уготована роль вождя освободительного движения. С юных лет он участвовал в военных походах. К двадцатилетнему возрасту Шиваджи имел испытанное войско, состоящее из маратхской молодежи, горцев и воинов племени рамоши. В 1646г. Шиваджи захватил крепость Торну; на добычу он построил крепость Райгарх в горах близ Пуны. Она впоследствии стала опорным пунктом в освободительной войне. За последующие десять лет Шиваджи объединил княжество, включавшее Сатару, Пуну, Мавал, северную и южную часть Конкана, развитой прибрежной территории. Проявляя дипломатическое искусство, он ловко лавировал между Моголами и Биджапуром. В 1658—1659 гг. биджапурская армия пыталась усмирить маратхского вождя, однако потерпела поражение.

Война с переменным успехом продолжалась до 1661 г. Вскоре ситуация осложнилась, так как маратхам пришлось вести войну на два фронта. Аурангзеб обрушил на маратхские земли всю мощь своих армий. Шиваджи стал не просто амбициозным феодальным правителем, а народным вождем. Освободительная война осознавалась как противостояние всей политике Аурангзеба, которая несла разорение и обнищание, оскорбление религиозных святынь.

Моголы вторглись в и опустошили Пуну, однако уже в 1664 году Шиваджи захватил Сурат, важнейший торговый центр Могольской империи. Город подвергся разграблению, маратхи взяли колоссальную добычу.

На следующий год в Махараштру вторгся Джай Сингх, который привлек на свою сторону маратхских феодалов, недовольных усилением Шиваджи. В 1665 г. Шиваджи подписал с Джай Сингхом Пурандхарский договор, по которому маратхское государство теряло 80% территории, его сын поступал на могольскую службу, а сам Шиваджи был должен выставить 10-тысячное войско в помощь походу Моголов на Биджапур. Но поход кончился неудачей.

Шиваджи через три года возобновил войну и вернул земли, утерянные по Пурандхарскому договору. В 1674 г. Шиваджи короновался по всем древним церемониям как правитель маратхского государства. После коронации он продолжил завоевания, распространив государство за пределы Махараштры.

После смерти Шиваджи в 1680 г., ослабленное борьбой его сыновей государство было захвачено войсками Аурангзеба. Однако вскоре вновь вспыхнуло пламя народной войны. В 1692 году маратхи перехватили инициативу, а обострившийся кризис империи подорвал силы Аурангзеба.

Могольские военачальники сами втайне поддерживали отношения с маратхами и получали от них взятки. После смерти младшего сына Шиваджи к власти пришла его жена Тара Баи. Эта женщина сыграла значительную роль в восстановлении государства маратхов, хотя о былом единстве мечтать не приходилось. Каждый маратхский феодал действовал на свой страх. Повторная попытка Аурангзеба привести Махараштру к покорности кончилась катастрофой. Падишах потерял на Декане армию; маратхи возобновили набеги на территорию Моголов.

Замечание 2

После смерти Аурангзеба маратхи и Моголы поменялись ролями: теперь правители Дели отбивали нападения отстоявших свободу и восстановивших независимое государство маратхов.

Дата последнего обновления статьи: 25.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot