Продукт-менеджер – это специалист, занимающийся разработкой и продвижением новых продуктов хозяйствующего субъекта, производящий анализ рынка и выявляющий актуальные потребности покупателей и возможности их удовлетворения.
Продвижение новых продуктов является значимым условием получения конкретного коммерческого эффекта. Это особенно касается цифровых продуктов- цифровых технологий, мобильных приложений, инновационных программных средств и т. д.
Менеджер цифрового продукта осуществляет все этапы деятельности, начиная с его создания и заканчивая выводом продукта на рынок. Хозяйствующие субъекты разрабатывают и развивают различные бизнес-идеи, которые позволят не только привлечь новых клиентов, но и сформировать круг лояльных потребителей. Четко выраженная бизнес-ценность содержит в себе то, что хочет получать рынок. Получается, что проект-менеджер ориентируется на предложение такого продукта, который имеет спрос на рынке. Причем, этот спрос является актуальным как на данный момент времени, так и определенную перспективу.
Функциональная роль продукт-менеджера в создании бизнес-ценности цифрового продукта
Поскольку, деятельность продукт-менеджеров ориентируется на создание ценности продукта, то их деятельность спряжена с выполнением большого перечня функций. Общая функциональная роль продукт-менеджера сводится к коммерциализации цифрового продукта. Помимо этого он выполняет следующие функции:
- Анализ рыночной среды. Исследования касаются всех аспектов, касающихся вывода на рынок цифрового продукта: исследованиями аналогов и тенденций рынка, разработками и модификациями продуктов, выбора оптимальной рыночной ниши, продвижением своего продуктового направления на рынке.
- Анализирует развитие продуктов и изменение продуктовых метрик: объемов продаж, рентабельности, оборачиваемости, сервисных обращений, возвратов.
- Маркетинговые исследования и маркетинговое продвижение продукции. Менеджер осуществляется разработку стратегии маркетинга, прогнозирует прибыльность продуктов и продуктового направления, окупаемость разработок / модификации, совместно с отделами маркетинга и продаж планирует продвижение и продажи. Здесь же, формируются каналы сбыта, условия реализации и возможности выхода на новые рынки, расширение аудитории потребителей.
- Формирование ассортиментной матрицы. Здесь, производится анализ текущего ассортимента, используемых технологий и видов цифровых продуктов, предлагаемых конкурентами. На основании этого формируется собственное торговое предложение, наделенное уникальными свойствами.
- Разработка стратегии ценообразования. Данная стратегия является значимой, поскольку от ее эффективности зависит окупаемость вложений, период окупаемости и формирование стабильного дохода от продаж.
- Координация работы всех связанных специалистов. Продукт-менеджер взаимодействует со многими отделами и специалистами. Он кооперирует различные процессы на разных этапах создания и продвижения цифрового продукта.
- Проводит исследования ёмкости потенциальных рынков, изучает потребности клиентов и пользователей, отслеживает инновации и лучшие практики в своей продуктовой области, оценивает возможности и риски на потенциальных и охваченных рынках. В итоге проводится расчет уровня риски, сопряженного с выводом на рынок цифрового продукта и нормы ожидаемого дохода. Их сопоставление служит основой принятия решения об эффективности реализации конкретного проекта.
- Контроль исполнения бюджетных направлений и достижения плановых показателей доходности продуктового направления.
- Проведение оценки экономической эффективности цифрового продукта. Рассчитывается величина затрат, показатели рентабельности и т.д.
- Осуществление контроля жизненного цикла каждого своего продукта и осуществление их своевременного обновления.
- Реализация адаптации эксплуатационных характеристик продуктов с учётом технических и других региональных стандартов, национально-культурных особенностей рынков сбыта.
- Проверка результатов проведенных исследований и приемка разработок в целях выявления несоответствий, необходимости корректировок.
Таким образом, можно сделать вывод широте полномочий продукт-менеджера. Он осуществляется широкий спектр операций в целях создания бизнес-ценности конкретной продукции. можно отметить, что данный функционал может быть расширен или, напротив, сужен, исходя из специфики той сферы деятельности, той отрасли, индустрии, компании, в которой работает данный специалист.
Ключевые компетентности продукт-менеджера
Рассмотрим, основные компетентности, которыми должен обладать продукт-менеджер для успешного осуществления своей деятельности. К ним относятся:
- Инновативность — способность находить кардинально новые, нестандартные пути решения задач. Сюда входит наличие креативного мышления, творческого подхода к делу, гибкость мышления и аналитический склад ума.
- Проектное воображение - это умение составлять последовательность действий по достижению поставленных целей. Причем, требуется детализированное представление данной последовательности, а это обуславливает наличие навыков перспективного видения развития событий, составления прогнозов.
- Коммуникативность – способность к выстраиванию эффективной системы взаимоотношений, взаимодействия с различными участниками проектной деятельности, внешними пользователями и иными заинтересованными лицами.
- Навыки ситуационного планирования. Они отражают способности к распределению ресурсов и времени реализации отдельных этапов проекта.
- Лидерские качества. Они отражают навыки управления командой, проявление решительности принимаемых решений и умении обосновать и продвинуть свою точку зрения.
- Ориентация на самосовершенствование и саморазвитие, заключающаяся в открытости чему-то новому, потребности в обновлениях.
- Специальные профессиональные навыки. Они касаются конкретной сферы деятельности, управленческих способностей, навыков анализа и синтеза.