Научно-техническая продукция – это результаты научно-технических исследований и разработок, имеющие материальную основу в виде документального оформления различной информации, интеллектуальных исследований, знаний.
Научно-технические достижения требуют своей коммерциализации для их дальнейшего практического применения т.е. их необходимо включить в экономический оборот. Научно-техническая продукция может продвигаться на рынок различными методами и средствами.
Маркетинг как концепция научно-технической деятельности организации
Маркетинг— направление реализации продвижения продукции, управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью хозяйствующих субъектов, предполагающее проведение рыночных исследований и выявление оптимальных инструментов занятия устойчивого рыночного положения, получения конкурентных преимуществ.
Концепция маркетинга является перспективной концепцией управления в условиях конкурентной среды рынка. Она находит активное применение в продвижении научно-технической продукции.
Использование концепции маркетинга, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, формирует оптимальную рыночную среду, удовлетворение актуальных потребностей потребителей и обеспечение рынка научно-технической продукцией и стимулирование спроса на нее.
Применение маркетинговой концепции в качестве основы продвижения на рынок научно-технической продукции обусловлено следующими причинами:
- усилением конкуренции в области научно-технических разработок;
- научно-технический прогресс является ведущим фактором развития хозяйствующего субъекта за счет обновления его технологической сферы и повышения производительности;
- устареванием технологий и необходимостью их модернизации;
- ориентацией маркетинговых исследований на потребителя-его интересы, потребности, ориентиры;
- ориентация маркетинга на рынок и учет всех его факторов при выборе инструментов, методов, способов продвижения продукции.
Как правило, при реализации научно-технической продукции предприятие опирается на применение стандартных сбытовых схем и применяет инструментарий, которым располагает и использует в продвижении продукции, являющейся основным видом деятельности.
Однако данная концепция не всегда соответствует требованиям рыночной экономики в силу того, что не имеет ориентации на предпочтения потребителей и не учитывает текущие потребности в научно-технологических новинках.
За счет применения иной маркетинговой концепции продвижения обеспечивается решение многослойной покупательской проблемы, которая может включать в себя различные услуги в отношении научно-технической продукции, а также, формируются условия для принятия эффективных стратегических решений производства и реализации научно-технической продукции и позволяет получить более быстрые эффекты от вывода на рынок нового продукта. Вывод на рынок технических обновлений, новаторских разработок требует детальной проработки маркетинговой деятельности в целях его скорого признания на рынке и занятия устойчивых позиций.
Условия практической реализации маркетинговой концепции продвижения научно-технической продукции
Реализация маркетинговой концепции требует наличия ряда предпосылок, без которых она не может быть удовлетворена. Это касается любой стратегии маркетингового продвижения, но имеет особую значимость при продвижении научно-технической продукции.
Основными условиями эффективной реализации маркетинговой концепции в области продвижения научно-технической продукции, выступают:
- формирование в рамках хозяйствующего субъекта маркетинговой информационной системы, ориентированной на стабильное информационное обеспечение фактами о внешних условиях хозяйствования;
- применение конкретных маркетинговых инструментов: оптимальной товарной политики– коммуникационной политики, ценовой политики, построения системы коммуникативного взаимодействия, построение сбытовой сети.
Важно и формирование на предприятии специального подразделения, реализующего маркетинговую деятельность - отдела маркетинга и привлечение соответствующих специалистов, способных осуществлять данный вид деятельности.
Если обобщить все вышесказанное, то можно отметить, что эффективность сбыта научно-технической продукции определяется построением на предприятии системы маркетинга, ориентированной на продвижение технических новинок. Данная система должна входить в структуру управления предприятием и быть ведущим компонентом стратегии его развития.
Система научно-технического маркетинга должна обеспечивать:
- Решение различных аспектов, составляющих аналитическую и оценочную деятельность. Здесь, предполагается изучение целевых рынков, анализ сегментов, ниш, оценка текущего спроса и предпочтений в области НТП, рассмотрение поведения и роли конкурентов. В рамках данного направления закладывается информационная основа не только для планирования и проведения определенных маркетинговых мероприятий, но и формируется основа принятия управленческих решений по всей совокупности направлений научно-технической деятельности хозяйствующего субъекта.
- Формирование конкурентных преимуществ научно-технической продукции путем разработки конкурентной стратегии, разработки функциональных и инструментальных положения развития НТП и ее продвижения.
- Выбор оптимальных мероприятий, создание условий для практического воплощения маркетинговой стратегии и оценки эффективности ее реализации.
Таким образом, применение маркетинговой концепции в области продвижения научно-технической продукции ориентируется на тот факт, что достижение предприятием своих целей является результатом определения потребностей и запросов целевых рынков и формирование более продуктивной системы взаимодействия с потребителями, по сравнению с компаниями-конкурентами.
Маркетинговое продвижение научно-технической продукции обеспечивает социально-ориентированный характер данных разработок и коммерциализации научно-технических идей.