Защита прав и свобод человека в деятельности органов исполнительной власти – это меры, методы и формы действий исполнительных органов государственного и муниципального управления, призванные обеспечить гарантированные Конституцией свободы и права человека и гражданина на территории Российской Федерации.
Субъекты защиты прав и свобод человека
Развитие современного общества ориентировано на обеспечение защиты свобод и прав человека как главной ценности. В качестве субъектов, осуществляющих защиту прав свобод и прав человека, выступают различные органы государственного управления.
В соответствии с российской Конституцией и федеральными законами наиболее важную роль в системе защиты свобод и прав человека исполняет государство. Статьей 2 Конституции России за государством закреплена обязанность осуществления защиты свобод и прав человека и гражданина, а статья 45 утверждает эту обязанность в качестве государственной гарантии.
Помимо этого, некоторые положения российской Конституции содержат адресные указания органам исполнительной власти, направленные на обеспечение и защиту свобод и прав человека в России. В частности, статьей 18 российской Конституции установлено, что свободы и права человека являются непосредственно действующими, определяющими содержание, смысл и применении норм права, деятельность представительной и исполнительной власти. Статья 71 российской Конституции закрепляет защиту свобод и прав человека как предмет единоличного и совместного ведения российского Правительства, органов исполнительной власти различных уровней. Так же российской Конституцией на российское Правительство возлагается осуществление мер, направленных на обеспечение свобод и прав граждан. Помимо Конституции, другие нормативно-правовые акты содержат прямые или косвенные указания на обязанности органов государственного управления исполнительного характера, а также должностных лиц, обеспечивать соблюдение и защиту свобод и прав граждан.
Таким образом, в качестве основных субъектов обеспечения прав и свобод человека в Российской Федерации выступает Правительство страны, а также исполнительные органы государственного управления и исполнительные органы муниципального управления.
Формы и методы обеспечения защиты прав и свобод человека органами исполнительной власти
С точки зрения сущностного значения формы и методы обеспечения защиты прав и свобод человека органами исполнительной власти следует разделить на две группы:
- во-первых, это группа форм и методов охраны свобод и прав человека;
- во-вторых, это группа форм и методов защиты нарушенных свобод и прав человека.
Выделение указанных групп форм и методов охраны и защиты свобод и прав человека позволяет органам государственного управления исполнительного характера более профессионально и точно осуществлять правотворческую и правоприменительную деятельность, направленную на обеспечение свобод и прав человека.
Первая группа форм и методов охраны свобод и прав человека призвана устанавливать порядок, обеспечивающий признание и соблюдение свободы прав человека любыми субъектами права, установление препятствий для возможного неправомерного посягательства на эти свободы и права. К числу данных методов можно отнести следующие:
- во-первых, установление материальной, дисциплинарной и административной ответственности за посягательство на свободы и права человека;
- во-вторых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны свобод и прав человека;
- в-третьих, рассмотрение обращений граждан по вопросам посягательства на их права и свободы;
- в-четвертых, введение лицензирования и регистрации;
- в-пятых, установление специальных административных режимов и так далее.
Эту группу форм и методов обеспечения свобод и прав человека можно обозначить как пассивную. Защита уже нарушенных свобод и прав человека требует применения более активных форм и методов. Задача государства в этом случае состоит в осуществлении действий, направленных на восстановление нарушенных свобод и прав человека. К числу форм и методов данной группы можно отнести следующие:
- во-первых, реализация практических мер по результатам рассмотрения жалоб на нарушение свобод и прав человека;
- во-вторых, привлечение нарушителей свобод и прав человека к различного рода ответственности;
- в-третьих, обеспечение исполнения виновными лицами обязанности возмещения вреда или компенсации ущерба и так далее.
Методы и формы обеспечения свобод и прав человека, применяемые исполнительными органами государственного и муниципального управления, можно классифицировать на 2 группы по критерию своего выражения:
- во-первых, это действия исполнительных органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц, имеющие внешнее выражение в рамках и пределах их компетенции;
- во-вторых, действия органов исполнительной власти и их должностных лиц, приводящие к возникновению определенных последствий.
В первом случае речь идет о формировании определенных условий, в том числе в виде административных актов, договорных отношений, иных юридически значимых действий, призванных обеспечить охрану и защиту прав и свобод человека.
Во втором случае речь идет о практической реализации норм права, призванных защитить права и свободы человека. Эта практическая реализация формирует основу для привлечения нарушителей свобод и прав человека к ответственности, восстановления нарушенных прав и свобод.
Основу действий органов исполнительной власти по защите и охране свобод и прав человека составляет их признание со стороны органов государственной и муниципальной власти. Каждый государственный и муниципальный служащий должен осознавать значение свобод и прав человека, гарантированных российской Конституцией. Только в этом случае он будет действовать в интересах общества и каждого отдельного гражданина.