Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления – это механизмы, обеспечивающие согласованные действия органов государственного и муниципального управления при решении проблем муниципальных образований.
Принципы и проблемы взаимодействия органов государственного и муниципального управления
В сфере интересов государственного управления находится не только осуществление управляющих воздействий, но и обеспечение организационного сотрудничества государства с органами муниципального управления, направленного на организацию эффективного функционирования муниципального управления. Между органами государственного и муниципального управления существуют как прямые, так и обратные взаимосвязи. В первом случае речь идет о проявлении управляющего воздействия, во втором случае – о сотрудничестве и взаимодействии, принятии инициатив, выдвигаемых муниципальными властями, восприятии и результативности прямых связей. Оптимальное сочетание прямых и обратных связей обладает важной значимостью в системе государственного управления.
Основы взаимодействия органов государственного и муниципального управления составляет равенство этих уровней управления в партнерском взаимодействии. Взаимодействие органов государственного и муниципального управления подчинено единой цели – обеспечению роста качества и уровня жизни населения муниципального образования.
Взаимодействие органов государственного и муниципального управления характеризуется наличием проблем в любой период существования государства, как России, так и любой другой страны.
В соответствии с российской Конституцией закреплена обособленность муниципального управления от органов государственной власти, но организация эффективного управления муниципальным образованием требует обеспечения взаимодействия органов муниципального управления с органами государственного управления федерального и регионального уровня. Большая часть проблем, возникающих в системе управления, в том числе экономических, обусловлена отсутствием эффективного взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
Вопросы, имеющие местную значимость, являющиеся составной частью общегосударственных интересов, не могут быть исключены из системы влияния государства.
Государственные власти на федеральном уровне призваны решать две задачи муниципального управления:
- во-первых, обеспечивать гарантии осуществления муниципального управления;
- во-вторых, вырабатывать единую политику государства в сфере муниципального управления.
Для решения этих задач, стоящих перед государством в системе муниципального управления, используются следующие способы:
- государство формирует общие принципы организации муниципального управления на уровне федерального законодательства;
- органами государственного управления федерального уровня осуществляется разработка и принятие программ, направленных на обеспечение государственной поддержки органов муниципального управления;
- государство принимает ряд законов в поддержку Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В основе взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления находится ряд принципов, к числу которых относятся следующие:
- законность;
- обеспечение сочетания интересов населения страны и населения муниципального образования, учитывающего местные и исторические традиции;
- самостоятельность органов муниципального управления в границах установленных для них полномочий;
- взаимное согласие органов государственного и муниципального управления при выработке совместных решений;
- добровольное заключение соглашений и договоров;
- взаимная ответственность;
- гласность.
Механизмы оптимизации взаимодействия государственных и муниципальных властей
Основу оптимизации взаимодействия государственных и муниципальных властей составляет всестороннее обеспечение государством автономии муниципального управления, в том числе финансовой сфере. Государство должно стремиться к обеспечению роста доходов муниципальных бюджетов, в том числе за счет увеличения доли отчислений от налоговых поступлений в муниципальные бюджеты.
Финансовая независимость муниципалитетов будет способствовать наиболее полному решению проблем муниципальных образований, отсутствию у муниципальных властей стремления скрыть имеющиеся проблемы от органов государственного управления. Также муниципальные власти прекратят минимизировать расходы на решение проблем муниципальных образований для обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов.
В результате органы государственного управления буду получать объективную информацию об успехах и эффективности органов муниципального управления.
Организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления также способствует точность и четкость определения полномочия каждого уровня управления, в том числе регионального. Разграничение полномочий обеспечивает установление ответственности каждого уровня власти при решении конкретных проблем.
Задача органов государственного управления в отношении оптимизации их взаимодействия с органами муниципального управления состоит в обеспечении помощи органам муниципального управления в решении проблем муниципалитетов.
Органы государственного управления должны стремиться к обеспечению условий для органов муниципального управления на осуществление ими эффективной деятельности.
Оптимизация взаимодействия органов государственного и муниципального управления ведет к росту эффективности управления на всех уровнях. К оптимизации взаимодействия государственного и муниципального управления должны стремиться оба уровня власти.