Понятие и значение управления в сфере культуры, искусства и досуга, его уровни
Управление в сфере культуры, искусства и досуга – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию условий осуществления культурно-досуговой деятельности и деятельности в сфере искусства для обеспечения населения страны результатами этой деятельности.
Политика страны в сфере культуры, искусства и досуга выступает в качестве важнейшей задачи любого государства, обеспечивающей жизнеспособность этого государства и его место в цивилизации.
Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что между уровнем культурного развития страны и уровнем развития общество в нем существует прямая взаимосвязь.
Государство несет ответственность за развитие культуры, искусства и организации досуговой деятельности населения, но в условиях рынка эта ответственность выражается в основном в формировании нормативной базы и обеспечении финансирования приоритетных проектов.
Политика государства в сфере культуры, досуга и искусства подразумевает совокупность норм и принципов, определяющих действия руководства страны, направленные на сохранение, развитие, распространение культуры, искусства и организацию досуговой деятельности.
Важнейшей задачей государства в сфере управления культурой, досугом и искусством является формирование условий для осуществления деятельности в сфере культуры, искусства и досуга. Государство должны использовать совокупность финансовых и правовых рычагов, обеспечивающих облечение культурных интересов масс в подлинную форму культуры и искусства, повышение уровня культурного предложения, перевода потребителей на новый культурный уровень.
В системе управления культурой, искусством и досугом можно выделить два уровня:
Уровень государственного управления, который включает в себя 2 подуровня:
- уровень федерального государственного управления, подразумевающий определение органами федеральной власти направлений государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства, приоритетов развития и реформирования этих отраслей, выделение средств федерального бюджета на финансирование развития культуры и искусства и организацию досуговой деятельности;
- уровень регионального государственного управления, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере культуры, искусства и организации досуговой деятельности в конкретном регионе;
Уровень муниципального управления, призванный осуществлять реализацию полномочий в сфере управления культурой, искусством и досуговой деятельности на территории конкретного муниципального образования.
Содержание федерального и регионального управления культурой, искусством и досугом
Федеральные органы государственного управления определяют общую направленность политики государства в сфере культуры, досуга и искусства. Федеральные органы власти разрабатывают и утверждают федеральные программы в сфере развития культуры и искусства, а также организации досуговой деятельности, обеспечивают условия для существования и развития национальных культур на территории Российской Федерации, ведут статистический учет объектов искусства и культурного наследия, стремятся к преодолению монополии в сфере культуры.
Приоритетным направлением государственной политики в этой сфере является сохранение культурного наследия, которое включает в себя накопленный духовный и нравственный опыт, выступающий в качестве важнейшего фактора поддержки национальной идентичности.
При управлении сферой культуры, искусства и досуга государство использует следующие инструменты: административное регулирование в виде лицензий, контроля цен, квотирования; правовое регулирование в виде норм, определяющих порядок оказания услуг культуры, искусства и организации досуга; экономическое регулирование прямой направленности, подразумевающее адресное финансирование определенных проектов или культурных учреждений; экономическое регулирование косвенной направленности и так далее.
В настоящее время региональные власти активно привлекаются к реализации государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства. В ведение региональных властей включены вопросы охраны и обеспечения сохранности культурного наследия регионального уровня, организации библиотечного обслуживания граждан региона, создания государственных музеев, учреждений культуры и искусства, поддержки культурных автономий и художественных промыслов.
Содержание муниципального управления культурой, искусством и досугом
В соответствии с законодательством органы муниципального управления призваны обеспечивать решение вопросов, имеющих местную значимость, в сфере культуры по следующим направлениям:
- во-первых, формирование условий, необходимых для организации досуга населения муниципального образования и обеспечения его услугами организаций культуры;
- во-вторых, формирование системы и библиотечного обслуживания граждан муниципального образования;
- в-третьих, обеспечение охраны и сохранности объектов культурного наследия, имеющих местное значение;
- в-четвертых, формирование условий, обеспечивающих осуществление массового отдыха населения муниципальных образований;
- в-пятых, обустройство мест массового отдыха граждан муниципального образования;
- в-шестых, создание и содержание архива муниципалитета.
Финансовую основу функционирования учреждений культуры, искусства и досуга на муниципальном уровне составляют средства бюджетных организаций и доходы от оказания платных услуг. Законодательством допускается добровольное создание фондов, средства которых направляется на финансирование культуры и искусства. Правом на создание таких фондов наделены общественные объединения, граждане, хозяйствующие субъекты.
Органы муниципального управления при осуществлении управления культурой, искусством и досугом должны признавать равенство различных культур, свобод и прав граждан в отношении их культурных предпочтений.