Учет этнического и конфессионального факторов в государственном и муниципальном управлении – это требование при организации и реализации государственного и муниципального управления учитывать конституционные гарантии прав личности, в том числе на свободу совести и вероисповедания, на этническую идентичность, на реализацию в полном объеме прав личности независимо от национальности, расы, религиозной принадлежности, а также требование разработки и реализации со стороны государства системы мероприятий, направленных на предотвращение межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Учет этнического фактора в государственном и муниципальном управлении
Эффективность государственного и муниципального управления в немалой степени связывается с разработкой и реализацией правильной стратегии государственного управления с учетом многообразия факторов, характеризующих объект управления.
Как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях публичного управления объектом управленческого воздействия со стороны системы публичного управления выступает полиэтнический социум конкретной территории. Учет этнического фактора при разработке и реализации управленческого воздействия на государственном и муниципальном уровнях способен оказать существенное влияние на повышение эффективности такого воздействия.
Потому крайне важно учитывать этническую специфику объекта государственного управления при стратегическом и оперативном планировании социально-экономического развития федеральной, региональной и местной территорий.
Итак, для организации и реализации государственного и муниципального управления необходимо учитывать этнический фактор, который требует специального системного анализа этнических обстоятельств конкретной территории, а именно:
- этническая характеристика населения конкретной территории, в частности, этнический состав населения и количество граждан конкретной этнической принадлежности, половозрастные, образовательные и профессиональные характеристики этнических групп, проживающих на конкретной территории и пр.;
- установление степени интеграции этнических групп в единое социокультурное сообщество региональной или муниципальной территории, в частности сведений относительно трудоустройства, степени вовлеченности в общественно-политические процессы и пр.;
- исследование исторической специфики взаимодействия этнических групп, проживающих на конкретной территории.
Указанные характеристики социально-этнической обстановки конкретной территории необходимы для разработки и реализации стратегических и оперативных мероприятий обеспечения этнокультурного согласия населения территории и определения приоритетных направлений эффективного социально-экономического развития территории.
Отсюда цель учета этнического фактора в государственном и муниципальном управлении может быть сформулирована следующим образом: обеспечение максимально возможного уровня благосостояния населения конкретной территории посредством применения таких управленческих инструментов и технологий, которые обеспечивают принятие и реализацию управленческих решений в гармоничном сочетании с этническими, национальными, культурными и иными особенностями состава населения конкретной территории. Когда решение принимается с учетом этнического фактора, с привлечением институтов гражданского общества, население с большей готовностью воспринимает и реализует такое решение.
Цель учета этнического фактора в государственном и муниципальном управлении определяет постановку следующих задач:
- исследование реальной межнациональной обстановки на управляемой территории и значение этнического фактора в оценке такой обстановки;
- установление детерминант, которые обуславливают позитивные и негативные аспекты оценки этнической обстановки на управляемой территории;
- подготовка прогноза реакции на решение этнических групп, проживающих на управляемой территории, в рамках проверки эффективности управленческого решения;
- корректировка планируемого управленческого решения исходя из прогноза реакции этнических групп на такое решение;
- контроль эффективности корректировки управленческого решения.
Государственное муниципальное управление с учетом этнического фактора всегда должно строиться на следующих основных принципах:
- принцип гуманизма, который предполагает, что публичное управление должно быть нацелено на соблюдение интересов и прав каждого члена социума;
- паритетность этнических групп конкретной территории независимо от их численности;
- равная ценность этнических культур, воплощенная в обычаях, традициях, нравственных ориентирах;
- недопустимость националистических, шовинистских, экстремистских проявлений.
Учет конфессионального фактора в государственном и муниципальном управлении
Население России характеризуется принадлежностью к разным конфессиональным группам, что актуализирует вопрос учета конфессионального фактора в государственном и муниципальном управлении.
Отечественной Конституцией Россия провозглашена светским государством, религиозные объединения в стране равны и отделены от государства. Основу взаимодействия религиозных объединений и государства составляет конституционная гарантия равенства прав независимо от конфессиональной принадлежности личности, недопустимость дискриминация по религиозному признаку.
Учет конфессионального фактора в государственном и муниципальном управлении предполагает соблюдение следующих принципов:
- публичное управление в стране характеризуется нейтральным отношением ко всем конфессиям, носит светский характер;
- конфессиональные объединения равны перед законом;
- уважение конфессиональной принадлежности личности, отсутствие дискриминации.
Усилия государства и муниципального образования при реализации управленческого воздействия должны быть направлены на установление конструктивного эффективного диалога между представителями разных конфессий.