Тренинги и деловые игры в региональном управлении и территориальном планировании – это альтернативные методы развития профессиональных навыков, получения специальных знаний и опыта решения практических ситуаций, применяемые в системе публичного управления на региональном уровне для повышения его эффективности.
Значение тренингов и деловых игр в региональном управлении и территориальном планировании
Сегодня на всех уровнях публичного управления от федерального до муниципального используются механизмы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием территории. Названные механизмы уже подтвердили свою эффективность, как в зарубежной, так и в отечественной практике. При этом внедрение в систему публичного управления, в том числе и регионального управления новых механизмов и инструментов, в частности стратегического развития, территориального планирования, требует и развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Иными словами, для эффективного внедрения в систему публичного управления новых менеджмент-технологий необходимо подготовить персонал, обслуживающий государственные и муниципальные механизмы управления, к использованию таких технологий. Традиционные методы повышения квалификации, приобретения дополнительного образования не всегда отвечают социальным запросам и позволяют государственному или муниципальному служащему получить необходимые для эффективной реализации своих должностных обязанностей знания и навыки.
При этом специальным законодательством, регулирующим вопросы государственной и муниципальной службы, в качестве обязанности служащих закрепляется необходимость поддерживать квалификацию достаточную для эффективного исполнения возложенных на служащего обязанностей. Очевидно, что исполнение названной обязанности должно обеспечиваться усилиями двух сторон:
- служащими публичного управления, которые должны стремиться к самостоятельному специальному развитию, приобретению новых профессиональных навыков и умений;
- федерации, регионов и муниципалитетов, которые должны создавать благоприятную среду для развития служащих, организовывать необходимые каналы связи с образовательными учреждениями для переподготовки, повышения квалификации и решения иных задач профессионального развития.
В подзаконных нормативно-правовых актах, принятых в рассматриваемой сфере, в частности, указах президента, постановлениях правительства, отмечается необходимость в формировании и реализации государственного заказа на организацию дополнительного профессионального обучения служащих.
Для эффективности такого дополнительного образования служащим сегодня необходимо осваивать новые технологии менеджмента, использовать новые методы обучения и решения практических задач. К числу наиболее востребованных инструментов развития профессиональных навыков в частной сфере сегодня следует отнести тренинги и деловые игры. Названные технологии позволяют не только повысить уровень специальных знаний, но и развить личные качества, которые обеспечат эффективное взаимодействие в команде, инициативное исполнение собственных обязанностей и другие необходимые деловые навыки.
Сущность и содержание тренингов и деловых игр в региональном управлении и территориальном планировании
Тренинг – это сложный многофункциональный метод, который позволяет обеспечить запланированные изменения психологических и профессиональных характеристик личности, группы и организации в целом.
Положительной стороной названного метода является то, что его можно использовать при работе с группой. Другими словами, этот метод позволяет сформировать групповые умения и навыки общения и взаимодействия для эффективного решения задач, в том числе и в сфере регионального управления и территориального развития.
Итак, в качестве сущностных признаков тренинга как метода профессионального и личного развития можно назвать:
- тренинг позволяет включить в процесс обучения всех работников организации, определенного одела и т. п. и обеспечить их совместное активное взаимодействие для решения поставленной задачи;
- тренинг, как демонстрирует практика применения данного метода в частной сфере, является одним из самых эффективных инструментов группового обучения и развития;
- тренинг предполагает использование системы методов, подходов, технологий и инструментов воздействия на определенную компетенцию обучающихся для их профессионального роста в конкретной практической сфере;
- тренинг – это такая форма обучения, которая предполагает включение в процесс обучения самого тренера (коуча), который не только к организует и координирует усилия обучающихся, но и совместно с ними выполняет поставленные задачи. Такой подход позволяет повысить мотивацию обучающихся, наладить тесные социальные контакты в группе обучающихся;
- тренинг как форма обучения позволяет наладить двусторонние каналы связи между тренером и обучающимися;
- тренинг – это ограниченный по времени метод повышения профессиональных и личных компетенций, что обеспечивают оперативное освоение необходимых знаний и навыков.
Еще одним эффективным методом повышения квалификации и развития управленческих навыков в системе публичного управления должны стать деловые игры. Этот метод широко используется в среде руководителей частного бизнеса, аналитиков и специалистов. Он позволяет смоделировать сложные для решения управленческие ситуации и выработать определенные навыки действий в таких ситуациях, развить качества, позволяющие принимать инициативные ответственные эффективные решения. Кроме того, деловые игры также позволяют повысить эффективность взаимодействия служащих в процессе решения управленческой задачи.
Названные методы часто используются в комплексе, и деловая игра может выступать частью тренинга для повышения компетенции служащих в конкретном направлении регионального управления, например, при развитии навыка территориального планирования. В таком случае тренинг организуется исходя из конкретных практических задач, стоящих перед органом или отделом органа публичного управления, а также перед высшими руководителями региональной территории.