Управление занятостью населения на муниципальном уровне – это законодательно и нормативно регламентированная деятельность должностных лиц и органов местного самоуправления, направленная на решение задач развития муниципальных трудовых ресурсов, обеспечение равных условий реализации местным сообществом права на труд, поддержку инициативы местного сообщества в трудовой и предпринимательской сферах, предоставление гарантий социальной защиты в области занятости и пр.
Значение управления занятостью населения на муниципальном уровне
В условиях экономической нестабильности, как внутри страны, так и на международном пространстве, проблема управления занятостью на уровне муниципалитетов встает особенно остро. Прежде всего, это обусловлено тем, что для обеспечения эффективной и полной занятости местного сообщества в качестве важнейшей цели и механизма обеспечения благосостояния местного населения в условиях социально-ориентированной экономики, органы муниципального управления пытаются разработать и реализовать эффективную целенаправленную политику управления общественными отношениями на рынке труда и в области занятости.
Состояние занятости можно охарактеризовать как систему социально-экономических отношений, связанных с предоставлением трудоспособному населению достаточного числа рабочих мест и обеспечения их участия в трудовой, предпринимательской и иной экономической деятельности на территории муниципального образования. В числе приоритетных направлений управления занятостью на уровне муниципального образования можно выделить следующие:
- сокращение безработицы;
- обеспечение эффективности осуществления приоритетных направлений политики занятости;
- обеспечение поддержки со стороны муниципального образования всем нуждающимся социально-демографическим категориям местного населения.
Проблемы совершенствования организации управления занятостью населения на муниципальном уровне
Прежде всего, проблемы управления занятостью на уровне муниципального образования обусловлены тем, что вопросы занятости регулируются положениями федерального и регионального законодательства, их осуществление происходит через территориальные подразделения Федеральной службы занятости. При этом большинство местного сообщества занято в организациях, которые не относятся к муниципальной собственности.
Таким образом, органы управления муниципальным сообществом фактически и юридически ограничены в возможностях оказания управленческого воздействия на общественные отношения на рынке труда и занятости.
Задачи предоставления социальной финансовой поддержки неработающему населению и трудоустройства неработающего населения муниципального образования относятся к ведению органов государственного управления.
При этом органы местного самоуправления также обладают определенным набором правомочий, позволяющим им оказывать влияние на процессы трудоустройства и занятости в рамках муниципальных территорий.
К полномочиям системы федерального управления относятся:
- разработка и осуществление приоритетных направлений политики государства в сфере занятости населения на всей территории государства;
- координация функционирования органов управления на всех остальных уровнях публичного управления в сфере занятости посредством определения минимальных гарантий социальной защиты населения от безработицы.
Органы регионального управления в соответствии с разработанной на федеральном уровне управления государственной политикой осуществляют разработку и реализацию политики в сфере занятости на региональном уровне, которая призвана учитывать специфические характеристики муниципальных территорий, входящих в состав регионов.
Основные направления и проблемы совершенствования организации управления занятостью населения на муниципальном уровне (на примере городских поселений)
На муниципальном уровне для управления занятостью применяются меры социально-экономического регулирования трудового рынка и занятости населения. Так, управление занятостью населения на муниципальном уровне на примере городских поселений характеризуется реализацией социально-экономических мероприятий по двум направлениям:
- управленческие мероприятия активного характера, которые предполагают содействие местному сообществу в трудоустройстве, содействие местному сообществу в обучении, поддержка необходимого количества рабочих мест, организация новых рабочих мест, урегулирование миграционных процессов на территории муниципального образования;
- управленческие мероприятия пассивного характера, которые включают выплату местному населению пособий, оказания местному населению, чей доход упал ниже регионального прожиточного минимума, социальной поддержки и др.
Названные мероприятие позволяют эффективно воздействовать на рынок труда и занятости на муниципальном уровне, выработать адресный подход к поддержке слабо защищенных слоев населения и определить перспективные направления работы службы занятости.
При этом исследование организации управления занятости населения на муниципальном уровне на примере городских поселений позволяет выделить следующие проблемные аспекты такой деятельности:
- активные мероприятия по регулированию занятости сокращаются, реализуемые предприятия характеризуются малой эффективностью, поскольку разрабатываются стихийно, по результатам уже произошедших негативных событий;
- используемые инструменты управления рынком труда на муниципальном уровне не соответствуют современным проблемам и требуют модернизации и методического обновления.
В качестве основных целей управления занятостью населения на муниципальном уровне называют обеспечение эффективности занятости трудоспособного населения на муниципальном рынке труда. Такой подход видится формальным. Представляется, что для эффективного управления рынком труда и занятостью необходимо конкретизировать цели и задачи управления исходя из конкретных условий в сфере экономики и рынка труда муниципального образования.