Инновационные продукты – это продукты, которые произведены посредством разработанного и примененного нового решения для обеспечения повышения эффективности производственных и непроизводственных процессов и улучшения качества продукта, востребованного на рынке.
Значение инновационных продуктов
В условиях глобальной экономики определяющее значение для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и отдельных субъектов хозяйствования приобретает способность к качественным изменениям управленческих, производственных и иных бизнес-процессов в соответствии с запросами современного общества. В качестве главных инструментов преобразования производства и непроизводственных процессов сегодня выступают инновации, то есть решения, которые предполагают совершенствование технологии производства и самого продукта. От масштабов разработки и внедрения инноваций зависит технический прогресс и экономический рост отдельной экономики и экономики мирового сообщества в целом.
Сегодня инновационные решения позволяют обеспечить рост производительности труда, эффективность использования финансовых ресурсов и иных производственных факторов. В развитых государствах в качестве главного инструмента стимулирования инновационной деятельности, а также источников финансирования научных исследований рассматривается деятельность хозяйствующих субъектов. Так, еще в 2010-х гг. общий объем инвестиций частного бизнеса в научные исследования составлял около 500 млрд евро. Наибольшее число патентов также получают представители частного бизнеса.
Разработка и распространение инноваций в развитых странах обусловлены состоянием рыночной среды. Хозяйствующие субъекты в развитой экономике действуют в условиях острой конкуренции и поэтому перманентно изыскивают инструменты для повышения эффективности производства, повышения качества продукта, услуги, работы. При этом вследствие глобализационных процессов границы конкурентной среды расширяются, вовлекая все большее количество хозяйствующих субъектов в конкурентную борьбу. В развитых странах используются мягкие инструменты стимулирования инновационного развития, прежде всего:
- формирование благоприятной среды для реализации предпринимательской инициативы;
- формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет предоставления административных и налоговых льгот инвесторам и др.
Значение инновационных продуктов государственных предприятий
Экономическая политика развитых стран в отношении государственных предприятий чаще предполагает реализацию мероприятий по стимулированию роста эффективности деятельности таких предприятий, а не исключительно стимулирование инновационной активности. В том числе такие мероприятия направлены на:
- повышение эффективности управления государственными предприятиями;
- повышение прозрачности и открытости функционирования государственных предприятий.
В развивающихся государствах вопросы стимулирования инновационной деятельности решаются иначе. Здесь частный бизнес представлен в большей степени малыми и средними предприятиями, а это значит, что ресурсы субъектов хозяйствования, в том числе технологические, кадровые, финансовые, организационные относительно ограничены, поэтому стимулирование инновационного развития экономики осуществляется преимущественно за счет финансовых ресурсов посредством функционирования специальных государственных предприятий. Организации, которые направляют финансовые ресурсы в научные исследования, обычно представляют собой крупные государственные корпорации, функционирующие в ключевых экономических отраслях, в частности:
- в ресурсодобывающих отраслях;
- в отраслях промышленного производства, в том числе диверсифицированного, в частности в сфере автомобилестроения, электроники и др.
Значительное число таких корпораций относится к числу естественных монополий, а их деятельность характеризуется особой социальной значимостью, в том числе при обеспечении занятости населения.
Проблемы и пути совершенствования инновационных продуктов государственных предприятий
Важно отметить, что положительные аспекты функционирования государственных предприятий в сфере инноваций являются в то же время их недостатками. Так, как отмечалось выше, большинство государственных корпораций, занятых разработкой и внедрением инноваций, относится к естественным монополиям, что, в свою очередь, предполагает их функционирование в условиях слабой или полностью отсутствующей конкурентной среды. При этом такие государственные предприятия имеют гарантированное финансирование или гарантированные доходы собственной деятельности. Таким образом, имея необходимые ресурсы для разработки и внедрения инноваций, государственные предприятия фактически функционируют вне необходимой для развития инноваций среды, поскольку инновации являются прямым следствием конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, которые постоянно находятся в поиске наиболее эффективных решений организации и реализации хозяйственной деятельности.
Указанное, в частности, подтверждается практикой экономического регулирования в развитых странах. В развитых странах отсутствуют инструменты принуждения к инновационной деятельности, напротив, государство стремится сформировать благоприятную среду для активного развития предпринимательства, а свободный рынок и конкуренция стимулируют инновации.
В России государственная поддержка развития инноваций обусловлена объективными причинами: хозяйствующие субъекты в условиях экономической нестабильности не обладают необходимыми финансовыми, организационными, кадровыми и иными ресурсами для активной разработки и внедрения инноваций. Кроме того, отсутствуют эффективные каналы взаимодействия между научными организациями и хозяйствующими субъектами, которые бы обеспечивали внедрение на рынок инноваций, востребованных обществе.