Деятельность органов государственной власти по организации архивного дела – это система законодательных, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мероприятий, направленных на формирование, пополнение фондов архивных документов, организацию учета и использования таких документов всеми заинтересованными субъектами.
Значение деятельности органов государственной власти по организации архивного дела
Архивное дело представляет собой деятельность органов публичного управления государственного и местного уровней, государственных, муниципальных и частных организаций и граждан в области хранения, учета и использования архивной документации.
Значение архивов для современного общества определяется той ролью, которую в регулировании общественных отношений, статуса личности и других субъектов общественных отношений определяют документы. Документация, фиксирующая общественные отношения предыдущих временных периодов крайне важна, как для стратегических и оперативных мероприятий социально-экономического развития страны, для обеспечения эффективного публичного управления, так и для восстановления защиты, признания прав личности и иных субъектов общественных отношений. Это требует от государства обеспечения сохранности и учета, а также доступности значимых для общественных отношений документов.
Кроме того, архивная документация широко используется и для научно-исследовательских целей, что также обусловливает актуальность сохранности архивных документов.
Современное состояние деятельности органов государственной власти по организации архивного дела
Современное состояние организации архивного дела в стране обусловлено следующими обстоятельствами:
- в Советском государстве сформировалась эффективная нормативно-методическая централизованная система организации хранения архивных документов, которая была воспринята в современной России;
- необходимостью дальнейшего совершенствования государственной деятельности организации архивного дела. Так, первые шаги были предприняты еще в 1991 г., когда был введен новый массив законодательства, регулирующего архивную деятельность, был открыт доступа к архивным фондам. Сегодня перед государством стоит задача продолжать демократизацию архивной деятельности, повышать открытость и доступность архивной документации. При этом необходимо развивать новые инструменты хранения, сбора, использования архивной информации с учетом расширения сферы использования электронных документов.
Правовые основы деятельности органов государственной власти по организации архивного дела
Согласно конституционным положениям архивная деятельность регулируется совместно органами центральной власти и органами региональных властей.
Сегодня действующая система архивов фактически представляет собой унаследованную от Советского государства структуру публичных архивных фондов. Такие фонды формируются сегодня на трех уровнях публичного управления:
- архивы федерального уровня;
- архивы регионального уровня;
- архивы муниципального уровня.
Сегодня такие архивы, как и во всех развитых странах, имеют статус государственных или муниципальных учреждений.
Содержательно фонды хранения архивных документов можно разделить на следующие направления:
- фонды, объединяющие документацию, фиксирующую историческое развитие территорий. Это документы управленческого характера, документы научно-технического характера и др.;
- фонды, фиксирующие информацию личного происхождения;
- фонды информации по социально-политическому периоду истории страны;
- фонды хранения аудиовизуальной, электронной информации и др.
Кроме того, в связи с демократизацией общественных отношений и становлением институтов гражданского общества в стране активно формируются и эффективно функционируют частные архивные фонды, которые обеспечивают сбор, сохранность и предоставление документации негосударственного характера.
Управление архивной деятельностью на федеральном уровне осуществляется Министерством культуры и архивным агентством. На уровне региона управление осуществляется органами специальной компетенции исполнительной власти в сфере архивной деятельности. На муниципальном уровне управление архивной деятельности обычно реализуется специально учрежденными в местных администрациях отделах или департаментах.
Проблемы и основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по организации архивного дела
Основными трудностями организации архивного дела на современном этапе являются:
- необходимость модернизации материально-технической базы государственных и муниципальных архивных учреждений и недостаток в резерве площадей для хранения архивов;
- отсутствие престижа профессии архивиста;
- отсутствие в обществе должного уровня информационной и правовой культуры и осознания значимости хранения и использования архивных документов;
- отсутствие специального федерального органа, регулирующего вопросы по контролю соблюдения архивного законодательства и реализующего функции правового регулирования архивной деятельности;
- ненадлежащее состояние инфраструктуры отечественных архивов: многие архивы располагаются в объектах недвижимости, которые нуждаются в капитальном ремонте или даже находятся в аварийном состоянии;
- перегруженность хранилищ архивной документации и др.
Отсюда к числу наиболее перспективных направлений совершенствования деятельности органов государственной власти по организации архивного дела следует отнести:
- учреждение специального федерального органа, в ведении которого будет находиться правовое регулирование архивного дела и контроль над исполнением архивного законодательства на территории страны;
- фиксирование на федеральном уровне общих принципов организации и стандартизации документов, а также ведения архивной деятельности, в том числе электронного документооборота;
- интеграция архивных учреждений в систему электронного правительства. Должна быть разработана научно-методическая база, позволяющая на единых стандартах осуществлять архивирование и хранение электронных документов;
- модернизация инфраструктуры архивной деятельности;
- повышение престижа профессии архивиста и др.