Пресс-служба исполнительного органа государственной власти – это специальное подразделение (или группа подразделений) в структуре органа государственной власти, функции которого заключаются в налаживании каналов связи с отдельными социальными и профессиональными группами и населением в целом для вовлечения их в управленческие процессы, доведения до их сведения значимой информации о таких процессах и обеспечения прозрачности и открытости публичного управления, а также положительного имиджа органа власти.
Роль пресс-службы исполнительного органа государственной власти в формировании его имиджа
Современная государственно-правовая система России характеризуется утверждением демократических ценностей, становлением институтов гражданского общества и правового государства, где механизм государственной власти служит одной цели – обеспечению прав личности. Указанное актуализирует необходимость функционирования органов публичной власти на принципах открытости, прозрачности, доступности управленческих процессов для населения.
Тяжелый этап перестройки государственно-общественного устройства в 1990-е гг., последовавшая за ним низкая эффективность функционирования государственного механизма ввиду снижения престижа государственной службы и профессионализма государственных служащих, разрастание коррупции стали причинами формирования негативного имиджа органов власти у населения.
Сегодня в органах исполнительной власти формируются пресс-службы для активного взаимодействия с населением по вопросам управления, доведения до их сведения информации о процессах принятия управленческих решений, каналах и инструментах участия населения в принятии управленческих решений отдельных социальных и профессиональных групп, принятых решениях, процедурах и итогах их реализации.
Пресс-службы служат утверждению партнерской модели взаимодействия системы государственной власти и населения. Демократическое устройство публичного управления требует понимания процесса управления как процесса коммуникации между государственными структурами и населением, в котором население – это не объект управленческого взаимодействия, а такой же субъект управленческого воздействия, как и органы государственной власти. Государственные органы и население как партнеры решают задачи управленческого воздействия на общественные отношения для наиболее полного обеспечение прав и интересов личности.
Пресс-службы органов исполнительной налаживают коммуникационные процессы для представления полной, достоверной и актуальной информации об управленческих процессах, формируя тем самым положительны образ органа исполнительной власти в глазах населения.
Положительный имидж органа исполнительной власти в условиях информационной открытости может формироваться только при активном взаимодействии пресс-служб через различные каналы связи с населением, причем такое взаимодействие не должно носить формального характера, это должно быть подлинное общение с восприятием и откликом на общественные запросы, доведением до сведения населения сформированной на основе общественных запросов позиции органа власти по проблемам управления и пр.
Принципы и задачи пресс-службы исполнительного органа государственной власти по формированию его имиджа
Функционирование пресс-служб исполнительных органов только тогда может быть признано эффективным и решающим задачи формирования положительного имиджа органа власти, когда такое функционирование отвечает требованиям открытости, достоверности, оперативности, полноты представления информации.
Для решения названных задач пресс-службы органов исполнительной власти активно сотрудничают со средствами массовой информации. Такое сотрудничество обеспечивает:
- во-первых, площадку для представления необходимой информации относительно состояния управленческих процессов населению;
- во-вторых, канал обратной связи, который позволяет собрать и проанализировать актуальную информацию относительно наличествующих общественных запросов, а также информацию относительно имиджа органа власти по характеру и количеству поступающих от населения запросов.
В качестве основных начал функционирования органов власти необходимо выделить следующие:
- объективность представляемой информации относительно управленческих процессов и собираемой информации относительно общественных запросов;
- достоверность представляемой информации относительно управленческих процессов и собираемой информации относительно общественных запросов;
- оперативность представления и сбора информации.
Обеспечение и развитие положительного имиджа исполнительного органа власти не является целью функционирование пресс-службы, а скорее закономерным результатом эффективной реализации возложенных на нее функций, таких как:
- обеспечить доступность сведений о деятельности исполнительного органа власти – принятых решениях, ведущихся дискуссиях и обсуждениях относительно решения актуальных экономических, социальных, экологических и иных общественно значимых проблем;
- использовать широкий спектр инструментов для доведения такой информации до сведения заинтересованных субъектов – граждан, организаций, в том числе общественных объединений и др.
Внутренняя структура пресс-службы (например, наличие должности помощника руководителя исполнительного органа по связям с общественностью или специального подразделения) определяется характером и сложностью тех задач, которые возложены на орган государственной власти, его собственной территориальной и функциональной структуры.
В качестве основных задач функционирования пресс-службы исполнительного органа следует назвать:
- доведения до сведения заинтересованных субъектов информации о деятельности исполнительного органа;
- мониторинг информационного поля, в том числе для целей повышения эффективности публичного управления и формирования положительного имиджа органа власти.