Процедура принятия управленческих решений на различных уровнях государственного управления – это процесс оценки проблем государственного и муниципального управления, исследования сведений, характеризующих эти проблемы, выявления тенденций и характеристик данных проблем с целью поиска решения, удовлетворяющего условие достижения максимального результата при минимуме затрат.
Понятие и сущность управленческих решений в системе государственного и муниципального управления
Задачи государственного и муниципального управления состоят в решении проблем населения и обеспечении развития государства, его регионов и муниципальных образований в социально-экономическом смысле.
Реализация властных полномочий органов государственного и муниципального управления обеспечивается посредством принятия и внедрения в жизнь управленческих решений различного уровня.
Управленческие решения – это выбор альтернативы, которая осуществляется органами государственного и муниципального управления, должностными лицами этих органов в пределах установленных должностных полномочий для достижения определенных целей.
Управленческие решения выступают в качестве основного и наиболее эффективного средства воздействия на объект управления. Практически весь процесс государственного и муниципального управления можно представить в виде процесса, направленного на подготовку, принятие и реализацию управленческих решений.
В процессе принятия управленческих решений можно выделить:
- стадию подготовки решения. Для этой стадии характерно проведение экономического и иного анализа сложившейся ситуации с целью выявления, формулировки, идентификации существующих в обществе проблем, для которых необходимо выработать решение;
- стадию принятия решения. Эта стадия предусматривает выработку альтернатив решения, установление критериев выбора и осуществления этого выбора в виде наиболее оптимального варианта, обеспечивающего получение максимального результата;
- стадию реализации решения. Эта стадия подразумевает осуществление контроля хода исполнения управленческого решения, внесения корректив в связи с текущей ситуацией и получения оценки достигнутого результата.
Уровни государственного и муниципального управления
Система государственного управления в Российской Федерации включает в себя два уровня:
- во-первых, федеральный уровень власти, осуществляемый федеральными органами управления в разрезе ветвей власти в лице таких органов, как российский Парламент, Президент, Правительство, федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы;
- во-вторых, региональный уровень власти, осуществляемый региональными органами управления в разрезе ветвей власти. Состав органов власти регионального уровня определяется нормативной документацией регионов и может различаться по наименованиям. Однако в содержательном смысле речь идет о представительном органе управления, реализующем законодательную власть, администрации региона, реализующей исполнительную власть вкупе с главой региона, а также органах судебной власти регионального уровня.
Муниципальная власть российской Конституцией исключена из состава государственной власти и представляет собой уровень управления, максимально приближенный к населению.
Особенности принятия управленческих решений на различных уровнях государственного управления
В общем виде процесс принятия управленских решений на различных уровнях государственного и муниципального управления имеет схожие черты. Решения государственных и муниципальных органов власти могут носить коллегиальный или единоличный характер. Коллегиальный характер принятия решений также применяется в судебных органах власти.
В первом случае для принятия решения требуется получение определенного количества голосов в его пользу от членов какого-либо органа государственного или муниципального управления. Как правило, данный вид решений характерен для представительных органов власти любого уровня.
Во втором случае, речь идет о решениях, принимаемых должностными лицами государственного и муниципального управления. Как правило, это касается исполнительной власти, к примеру, в лице главы региона, муниципального образования и так далее.
Некоторые управленческие решения государственного или муниципального уровня могут проходить согласовательные процедуры, направленные на обеспечение их взаимосвязи и соответствия общей политике государства, региона или муниципального образования.
Управленческие решения различных уровней государственного и муниципального управления должны отвечать единой политике развития государства, вписываться в рамки общей стратегии.
При этом управленческие решения регионального уровня государственного управления и муниципального управления должны учитывать специфику существования и развития отдельных территориальных единиц.
Управленческие решения любого уровня государственного и муниципального управления представляют собой творческий акт, результатом которого является выбор наиболее эффективного варианта развития событий в стране, регионе или муниципальном образовании.
Процесс принятия управленческих решений любого уровня государственного и муниципального управления может быть скорректирован судебными органами, которые призваны блокировать те решения, которые не соответствуют Конституции Российской Федерации.
Управленческие решения любого уровня государственного и муниципального управления должны носить открытый и прозрачный характер, иметь ответственных лиц за их принятие и реализацию.
Российское законодательство не предусматривает возможность вмешательства государственной власти в решения муниципальных органов власти, однако на практике это не всегда достижимо.