Хозяйственный механизм – это совокупность экономических, организационных, правовых форм хозяйствования и методов управления им.
Предпосылки развития хозяйственного механизма в системе образования
В нашей стране система образования, как и другие социальные сферы, постепенно начинает трансформироваться для успешного самодостаточного функционирования в условиях рыночной экономики. Отсюда следует тенденция к формированию новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования.
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться при решении данного вопроса, заключается в ориентации образовательных учреждений на достижение самоокупаемости, т. е. речь идет о том, чтобы образовательные учреждения в результате осуществления как основного, так и дополнительных видов деятельности генерировали такой доходный поток денежных средств, который бы покрывал все затраты учреждения (прежде всего, на оплату труда образовательных работников и на поддержание имущества в приемлемом состоянии).
Описанная ситуация может быть решена в случае внедрения в систему образования экономических инноваций. Сейчас в России основными направлениями экономических инноваций и, следовательно, развития хозяйственного механизма в системе образования принято считать:
- инновации в сфере государственного финансирования системы образования;
- инновации в сфере диверсификации финансирования системы образования;
- инновации в сфере студенческого самофинансирования;
- инновации в сфере финансирования образования предприятиями;
- налоговые инновации по стимулированию инвестиций в систему образования;
- инновации в сфере оплаты труда сотрудников системы образования;
- инновации по экономии от масштаба образовательной деятельности.
Перечисленные направления развития хозяйственного механизма в системе образования способствуют значительному расширению рынка образовательных услуг. Это объясняется резким ростом и количества потребителей, и числа образовательных организаций, и уровня конкуренции в системе образования.
Кроме того, отличным подспорьем для реализации этих направлений выступает повсеместное распространение компьютерных и телекоммуникационных технологий. Благодаря им сейчас происходит расширение и глобализация образовательного пространства, уменьшение значения государственной принадлежности обучающихся, формирование мирового рынка образовательных услуг.
Анализ направлений развития хозяйственного механизма в системе образования
Инновации в сфере государственного финансирования системы образования базируются на сокращении выделяемых бюджетных средств и на внедрении в нее рыночных отношений. Как показывает практика, инновации подобного рода реализуются через формирование в государственном секторе образования квазирынков (государственные органы перестают быть руководителями и становятся заказчиками) и через разработку в сфере образования контрактов (негосударственные образовательные организации на возмездной основе берут на себя часть обязательств государства в сфере образования).
Диверсификация источников финансирования образования определяется особенностями и характером получения выгод от образования. Основными способами привлечения внебюджетных средств, за счет которых осуществляется расширение источников финансирования, являются оказание образовательными учреждениями платных услуг и получение доходов от использования их имущества.
Инновации в сфере студенческого самофинансирования основываются на механизме, в соответствии с которым обучение оплачивают студенты как основные потребители образовательных услуг. В России этот механизм получил широкое распространение в сфере высшего образования.
Перспективным видится финансирование образования предприятиями. Это может быть реализовано через систему налогообложения (т.е. установление и уплату налога на образование), через финансовое обеспечение обучения сотрудников без отрыва от производства и через прямое финансирование образовательных учреждений.
Налоговое стимулирование инвестиций в образовательную сферу признается важнейшим направлением развития хозяйственного механизма в системе современного образования. В частности, доходы, которые были получены от ведения образовательной деятельности, могут быть освобождены от налоговых ограничений при условии их реинвестирования в развитие образования. Кроме того, можно освободить от налогообложения организации на сумму средств, израсходованных ими в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации своих сотрудников.
Оплата труда сотрудников системы образования остается одной из острых проблем в работе хозяйственного механизма системы образования. Размер заработной платы учителей и преподавателей в основном определяется на основе количества учебных часов и учебных модулей. Однако большую популярность набирает деловой подход к определению заработной платы учителей, который предполагает использование ими быстрых и эффективных способов обучения при фиксированных затратах.
В основе инноваций по экономии от масштаба образовательной деятельности лежит использование компьютерных и телекоммуникационных технологий. Благодаря им большее развитие получает инновационное обучение студентов в форме дистанционного образования. Эффективность образования может быть существенно повышена в результате применения в реальном времени интерактивных средств и средств электронной записи информации.
Таким образом, хозяйственный механизм в системе современного образования в ближайшее время будет развиваться по новым, только формируемым направлениям. На этом пути неизбежны столкновения с проблемами, но их преодоление позволит значительно повысить эффективность образования.