Понятие нормативных актов
Нормативные акты – это официальные документы, имеющие установленную форму, принятые органами государственного или муниципального управления в утвержденным законодательством порядке или посредством референдума, содержащие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и имеющие общеобязательный характер.
Нормативные акты являются результатом процедуры правотворчества, принимаемым в особом порядке определенным кругом субъектов и содержащим конкретные нормы права.
Российское государство реализует романо-германскую правовую систему, в рамках которой нормативные акты выступают в качестве основного, доминирующего источника права.
Принятие нормативных актов осуществляется органами государственного и муниципального управления в пределах определенной компетенции. Нормативные акты характеризуются определенной документальной формой, видом и правилами составления.
Совокупность нормативных актов, действующих на территории определенного государства, образует единую систему права.
Нормативные акты в соответствии с порядком принятия и юридической силой делятся на два вида:
- во-первых, законы;
- во-вторых, подзаконные акты.
В соответствии с принятой в Российской Федерации системой власти нормативные акты делятся на:
- во-первых, нормативные акты Российской Федерации;
- во-вторых, нормативные акты регионов России;
- в-третьих, нормативные акты муниципального уровня.
Для России характерно построение иерархической системы нормативных актов, по принципу убывания их юридической силы. Эта система имеет следующий вид:
- совокупность международных соглашений и договоров, признанных Россией, общепринятые нормы международного права;
- основной нормативный акт России, то есть Конституция;
- законы, представленные федеральными конституционными законами, кодексами и федеральными законами;
- подзаконные нормативные акты, включающие в себя президентские Указы, правительственные Постановления и иные акты органов государственной власти федерального уровня;
- локальные правовые акты.
Порядок принятия нормативных актов
Принятие нормативных актов осуществляется согласно установленной законодательством процедуре. К осуществлению законотворчества привлекают различные ветви власти и органы государственного и муниципального управления различного уровня. В качестве инициаторов создания нормативных актов могут выступать российский Президент, обе палаты Парламента, российское Правительство, региональные органы государственного управления, органы муниципального управления, Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный Суды Российской Федерации.
В общем виде порядок принятия нормативного акта можно отобразить следующим образом:
- формирование плана принятия нормативных актов, составляемого в соответствии с учетом предложений различных органов власти, которые проходят экспертную оценку Министерства юстиции России;
- составление технического задания на разработку нормативного акта. Данное техническое задание включает в себя в форму, вид, рабочее наименование, состояние разработки нормативного акта, перечень документации, которая подлежит разработке, структуру нормативного акта, заказчика и разработчика, сроки разработки нормативного акта, порядок его приемке, финансирование разработки;
- разработка проекта нормативного акта соответствующими комиссиями, органами государственного управления и иными органами;
- направление проектов нормативных актов в нижнюю палату Парламента, иные органы законодательной власти с приложением необходимой документации, обосновывающей необходимость принятия нормативного акта, оценивающей его согласованность с другими действующими нормативными актами, прогнозирующей ожидаемые последствия применения и содержащей финансово-экономическое обоснование;
- рассмотрение нормативного акта законодательным органом власти с целью его принятия, направления на доработку или реализации в его отношении право вето;
- направление принятых законодательным органом власти нормативных актов на утверждение Президенту страны (применяется в отношении федеральных нормативных актов);
- повторное рассмотрение нормативных актов законодательными органами власти;
- официальная публикация нормативных актов, обеспечивающая их вступление в юридическую силу.
Специфика действия и вступления в силу нормативных актов
Нормативные акты имеют действие во времени, которое определяется двумя аспектами:
- во-первых, вступлением нормативного акта в юридическую силу;
- во-вторых, утратой нормативными актами юридической силы.
Нормативный акт вступает в юридическую силу одним из следующих способов:
- во-первых, за счет указания в тексте нормативного акта конкретной календарной даты, наступление который обеспечивает вступление нормативного акта в юридическую силу;
- во-вторых, за счет указания в тексте нормативного акта обстоятельств, обусловливающих вступление нормативного акта в юридическую силу. Данные обстоятельства могут быть обозначены словосочетаниями «с момента подписания», «с момента опубликования» и прочими;
- в-третьих, за счет истечения определенных указаний других нормативных актов.
Утрата юридической силы нормативных актов определяется следующими обстоятельствами:
- во-первых, истечение срока, на который было осуществлено принятие этого документа. Данное обстоятельство имеет значение в отношении временных нормативных актов;
- во-вторых, наступление срока, достижение которого объявляет нормативные акты отмененным.
Помимо утраты юридической силы нормативные акты могут прекращать свое правовое действие. Причиной этому может стать, к примеру, принятие акта, наделенного большей юридической силой.