Стратегия выравнивания социально-экономического положения регионов страны – это комплекс мероприятий правового, бюджетного, финансового и иного характера, реализуемых для преодоления разрывов в социально-экономическом положении региональных территорий, обусловленных природными, географическими, климатическими, историческими, производственными, культурными, социальными и историческими различиями.
Содержание и значение стратегии выравнивания
Территория Российского государства значительна, что обуславливает разницу региональных территорий в историческом, природно-климатическом, производственном, экономическом, социальном и иных аспектах. При этом региональные территории выступают в соответствии с отечественной Конституцией в качестве равных субъектов Федерации, населению региональных территорий гарантируются равные права и свободы. Вышесказанное ставит перед федеральными и региональными властями задачу преодоления разрыва в социально-экономическом положении между региональными территориями.
На протяжении последних десятилетий в стране предпринимаются попытки разработки системной стратегии развития региональных территорий, которая бы позволила учесть разнообразие региональных территорий, их специфику и изменившиеся социальные, экономические и политические условия, которые объективно требуют новых механизмов реагирования.
При этом необходимо отметить, что предпринимаемые попытки не были реализованы в полном объеме, по-прежнему, единая стратегия, объединяющая разнообразные стабилизационные и обеспечительные мероприятия в отношении устойчивости социально-экономического развития региональных территорий не выработана и не реализована. Во многом это обусловлено объективными причинами, поскольку региональные территории характеризуются значительным спектром разнообразных характеристик, что затрудняет выработку единой концепции развития.
Потому последние десятилетия наиболее распространенным инструментом преодоления социально-экономических различий региональных территорий выступает бюджетное выравнивание.
При этом экспертами в сфере публичного управления неоднократно подчеркивалась необходимость разработки и реализации новой публично-правовой политики в области регионального развития. Например, предлагается переход от политики выравнивания к политике поляризованного развития опорных регионов и иных региональных территорий.
Предложенная концепция предполагает аккумулирование финансовых, административных, трудовых или иных ресурсов в так называемых опорных региональных территориях, что позволило бы обеспечить оперативный возврат направляемых из федерального бюджета ресурсов.
В свою очередь, остальные региональные территории предполагается разделить на:
- территории, которые отстают в развитии;
- территории, социально-экономическое состояние которых характеризуется как депрессивное.
В отношении названных регионов предполагается распределение социальных трансфертов, при этом в отношении регионов, социально-экономическое положение которых характеризуется как депрессивное, предполагается производить грантовую поддержку тех инициатив, которые способны обеспечить экономический рост и привлечение налоговых доходов в региональный и федеральный бюджеты.
При этом необходимо отметить что, предложенная концепция не является новинкой: она широко используется странами с рыночной экономикой как на уровне региональных территорий, так и на уровне отдельных экономических отраслей.
Причины отказа от исключительной ориентации стратегии выравнивания
Традиционная система межбюджетного выравнивания рассматривается в качестве комплекса финансовой помощи, которая в силу объективных причин оказывается региональным и местным публично-правовым образованиям, не способным в силу исторических и иных обстоятельств обеспечить достаточным объемом средств собственные полномочия. Здесь необходимо подчеркнуть, что система бюджетного выравнивания в качестве необходимых последствий влечет следующие:
- получатели бюджетной помощи находятся в неблагоприятном относительно иных субъектов финансовых условиях. Указанное находит подтверждение в используемых для оценки социально-экономического состояния региональной территории показателях;
- бюджетная поддержка нуждающихся региональных территорий предполагает реализацию и контрольных механизмов в отношении целесообразности и эффективности расходования предоставленных средств;
- в качестве важнейшего негативного последствия исключительной ориентации стратегии выравнивания необходимо назвать отсутствие инициативы самих региональных территорий в обеспечении за счет собственных усилий социально-экономического прогрессивного развития. Так, практика выравнивания социально-экономического состояния региональных территории ведет к тому, что регионы заинтересованы не в обеспечении собственного развития, а в получении максимально возможного объема федеральных средств для реализации собственных полномочий.
Использование инструментов бюджетного выравнивания в отношении региональных территорий обусловлено разнообразными причинами, но к числу основных можно отнести несбалансированность бюджета бюджетной системы страны, в частности, противоречия, которые имеются между распределением полномочий между центром и регионами и расходными и доходными обязательствами бюджетов.
Отказ от исключительной ориентации стратегии выравнивания обусловлен следующими причинами и факторами:
- подтвержденная многолетней практикой недостаточная эффективность исключительной ориентации стратегии выравнивания: снижение инициативы региональных органов власти;
- опорные региональные территории фактически обеспечивают существование отсталых территорий, при этом эффективного социально-экономического развития отсталых территории не происходит.
Очевидно, что стимулирование прогрессивного социально-экономического развития региональных территорий невозможно обеспечить исключительно предоставлением финансовой поддержки.