Нормативно-правовой акт – это главная форма выражения государственного решения, которая опосредует властный акт, изданный законодательным или исполнительным органом публичного управления при реализации функций и задач публичного управления.
Значение нормативного правового акта как основной формы государственного решения
Система публичного управления в государстве учреждается и функционирует для того чтобы реализовывать управленческое воздействие в отношении важнейших сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной, политической и др.), обеспечивая тем самым права личности, комфортную среду для ее жизнедеятельности и развития.
Функции и задачи публичного управления реализуются специально уполномоченными субъектами – должностными лицами и органами публичного управления, государственными и муниципальными служащими. Поскольку государственные решения определяют важнейшие аспекты жизнедеятельности личности и общества в целом, в том числе в исключительных случаях ограничивают права личности, для предотвращения злоупотреблений, обеспечения законности процессы разработки и принятия государственных решений подлежат административной регламентации, то есть имеют определенную заранее установленную форму.
Одной из основных форм государственных решений являются нормативные правовые акты.
В форме законодательных нормативных правовых актов принимаются решения по важнейшим вопросам публичного управления, которые прямо отнесены к компетенции парламента конституцией. Кроме того, в форме законодательных нормативных правовых актов государственные решения принимаются на региональном уровне региональными парламентами. В частности, в форме законодательных нормативных правовых актов принимаются государством решения в отношении утверждения федерального бюджета, налогов и сборов, вопросов финансового регулирования, кредитного регулирования, валютного регулирования и пр.
Государственные решения могут приниматься в форме подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых как парламентом, так и исполнительными органами власти. Такие нормативные правовые акты являются непосредственно государственными решениями, поскольку принимаются для исполнения законов исполнительными органами.
В широком смысле нормативный правовой акт – это властный акт в форме правового документа, содержащего управленческое решение или властное действие субъекта управления, которое принято им в рамках вверенных полномочий. Более конкретно нормативно-правовой акт представляет собой властный акт в форме правового документа, отражающего решение субъекта публичного управления, изданного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом.
Признаки нормативно-правового акта как основной формы государственного решения
Нормативно-правовые акты широко исследуются в теории государственного управления и юриспруденции. К основным характеристикам нормативного правового акта можно отнести следующие группы характеристик:
- характеристики нормативного правового акта как правового документа. Это группа признаков отражает нормативность акта, его способность регулировать определенные группы типичных общественных отношений. Требования нормативно-правового акта распространяются на неопределенный круг лиц и предполагают неоднократное применение;
- характеристики нормативно-правового акта как волевого акта. Эта группа характеристик предполагает, что нормативный правовой акт выступает выражением властной воли, то есть отражает интересы отдельной группы лиц, населения в целом;
- характеристики нормативно-правового акта как правового акта. Акт издается органом публичного управления в рамках полномочий в соответствии с нормативное регламентированной процедурой и подлежит официальному опубликованию, его исполнение обеспечивается силой принуждения;
- характеристики нормативного правового акта как государственного решения. Нормативно-правовой акт издается органами публичного управления для непосредственной реализации своих полномочий, то есть оказания властного воздействия в определенной сфере общественных отношений для создания соответствующих последствий. Государственное решение должно быть легитимным: нормативные правовые акты издаются уполномоченными субъектами в рамках компетенции в соответствии с регламентированной процедурой разработки, утверждения и принятия, а также доводятся до сведения населения посредством официального опубликования. Исполнение нормативного правового акта как государственного решения обеспечивается возможностью принуждения со стороны государства.
Виды нормативного правового акта как формы государственного решения
В широком смысле государственные решения принимаются всеми должностными лицами и органами системы публичного управления в рамках возложенных на них полномочий в соответствующей сфере публичного управления. По своему предмету, то есть по объекту воздействия, государственные решения и соответственно нормативные правовые акты делятся на:
- экономические;
- социальные;
- экологические;
- финансовые;
- культурные и пр.
С точки зрения функций публичного управления нормативно-правовые акты, оформляющие государственные решения, делятся на два основных вида:
- законодательные акты, то есть акты, которые принимаются законодательными органами власти по важнейшим вопросам управления в соответствии с регламентированной процедурой;
- подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются органами исполнительной власти для реализации законодательных актов.
Специфика последней группы нормативных правовых актов заключается в том, что такие акты должны соответствовать законодательным положениям, а также актам более высокой юридической силой.
Итак, нормативные правовые акты являются формой принятия государственных решений, и соответственно причиной их разработки и принятия выступает реализация интересов личности, общества и государства.