Полномочия руководителей федеральных органов государственной власти в сфере государственной службы – это определенная в соответствии с положениями специального законодательства о государственной службе и подзаконных актов в сфере функционирования федеральных исполнительных органов компетенция федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств по вопросам организации и осуществления государственной службы.
Понятие и значение государственной службы
Государственная служба представляет собой институт, обеспечивающий:
- функционирование государственного механизма;
- осуществления государственных функций;
- предоставления государственных услуг.
По своему содержанию государственная служба представляет собой специальную профессиональную постоянную служебную деятельность российских граждан, которые привлекаются на службу на основе контракта для обеспечения реализации полномочий государства, федеральных и региональных органов власти, а также для обеспечения полномочий лиц, замещающих федеральные и региональные государственные должности.
В системе государственного управления вопросы эффективной организации и реализации государственной службы занимают ключевое место, поскольку от эффективности и добросовестности деятельности государственных служащих зависит в конечном итоге уровень обеспечения прав личности в государстве, уровень благосостояния населения, а также степень доверия населения к государственной системе.
Основы организации и функционирования государственной службы в России устанавливаются специальным федеральным законодательством о системе государственной службы, о государственной гражданской службе и др. Отдельные вопросы реализации государственной службы регламентируются подзаконными актами главы государства, федерального правительства, федеральных исполнительных органов. Кроме того, вопросы реализации государственной службы на региональных территориях регулируются региональным законодательством и подзаконными актами региональных органов власти.
Полномочия федеральных министров в сфере государственной службы
Согласно положениям указа главы государства о системе и структуре федеральных исполнительных органов на федеральные министерства возложены полномочия по координации и контролю функционирования подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств. В связи с этим к числу задач, входящих в состав компетенции федерального министра в сфере государственной службы, относятся:
- утверждение ежегодного плана и параметров функционирования федеральных служб и агентств, утверждение отчета относительно исполнения ежегодного плана и достижения запланированных параметров;
- внесение в федеральное правительство по представлению руководителя федеральной службы или агентства проекта положения о соответствующей федеральной службе или агентстве, предложения относительно предельной численности штата службы или агентства и фонде оплаты профессиональной деятельности гражданских служащих службы или агентства;
- внесение в Министерство финансов страны предложения относительно вопросов финансового обеспечения функционирования федеральной службы или агентства и соответствующих предложений по формированию бюджета;
- внесение в федеральное правительство проектов нормативных правовых актов, которые относятся к области функционирования федеральной службы или агентства, подведомственных министерству, если утверждение таких актов в соответствии с положениями Конституции и федерального конституционного или иного федерального законодательства отнесено к компетенции федерального правительства;
- дача поручений федеральной службе или агентству во исполнении поручений главы государства и реализация контроля в отношении исполнения таких поручений;
- назначение на должности и освобождение от должностей по представлению руководителя федеральной службы или агентства руководителей территориальных подразделений службы или агентства, за исключением руководителей территориальных органов службы или агентства, руководство которыми отнесено к компетенции главы государства;
- внесение в федеральное правительство предложений относительно кандидатур для назначения главой государства по представлению председателя федерального правительства на должности руководителей и заместителей федеральной службы или агентства, подведомственных министерству, руководство деятельностью которых осуществляет глава государства;
- внесение в федеральное правительство представлений относительно назначения или освобождения от должности руководителей и заместителей федеральной службы или агентства, подведомственного федеральному министерству, руководство которым осуществляет глава государства и др.
Полномочия руководителей федеральных служб и агентств в сфере государственной службы
Полномочия руководителя федеральной службы или агентств в области государственной службы определяются подведомственностью такой службы или агентства и соответственно фиксируются в положениях о такой службе или агентстве. Так, например, руководитель Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии реализует полномочия в области государственной службы, осуществляя координацию и контрольные полномочия в отношении подведомственных структурных подразделений службы, направляет поручения начальником структурных подразделений и др.
Руководитель Федерального агентства по образованию, в свою очередь:
- представляет министру образования и науки проект положения об агентстве и предложения относительно предельной численности и фонде оплаты труда работников агентства, а также предложение относительно назначения освобождения от должности заместителей;
- утверждает положение о структуре агентства, назначает и освобождает от должностей работников аппарата и др.