Система государственного и муниципального управления – это механизм публичного управления, учреждаемый и функционирующий на базе конституционных принципов осуществления публичного управления в стране, деятельность которого обеспечивается государственными и муниципальными служащими, должностными лицами и органами публичного управления для реализации функций и задач публичного управления.
Значение системы государственного и муниципального управления
Система государственного и муниципального управления представляет собой систему организации публичного управления в стране.
Таким образом, принципы организации и функционирования системы государственного и муниципального управления в стране, методы и инструменты реализации властного воздействия должностными лицами и органами государственного и муниципального управления, а также функции и задачи государственного и муниципального управления определяются фактически сложившимся на конкретном историческом этапе развития государства общественно-политическим устройством. Именно это предопределяет специфику государственного и муниципального управления на конкретной территории в конкретный исторический период.
Цели и задачи государства на конкретном этапе исторического развития, в том числе и в России, определяли основные черты государственного и муниципального управления.
Основные черты системы государственного и муниципального управления в дореволюционной России
Дореволюционный период истории Российского государства включает в себя множество частных периодов, в том числе:
- Древнерусское государство, которое характеризовалось феодальной раздробленностью и последующим объединением земель под властью киевского князя. Публичное управление здесь фактически определялось феодальной курией;
- сословно-представительная монархия, когда главой публичного управления государства стал царь, возвысившийся над иными феодалами. В рассматриваемый период в системе государственного управления происходит падение значения Боярской думы в системе государственного управления, общегосударственные вопросы начинают решать на земских соборах - в органах сословного представительства;
- Российская империя. В указанный период систему государственного и муниципального управления возглавлял монарх, который обладал неограниченной полнотой власти, обеспечиваемой армией и чиновничьим аппаратом.
Характерными особенностями государственного управления в указанный период является сосредоточение всей полноты власти в руках верховного правителя – князя, царя, императора. В отдельные периоды его власть ограничивалась сословно-представительными органами.
Муниципальное управление фактически предполагало реализацию воли центральной власти на местах.
Основные черты системы государственного и муниципального управления в советской России
Система публичного управления Советского государства фактически предполагала отрицание принципа разделения властей, функционирование государственного аппарата фактически подменяло функционирование партийного аппарата и др. В стране реализовывалось партийное управление.
Муниципальное управление представляло собой реализацию воли центральной власти на местах.
Как общегосударственные, так и местные вопросы решались разветвленной системой Советов народных депутатов, которые реализовывали партийную волю на территориях Советского государства. При этом важно подчеркнуть, что функционирование названной системы органов государственного и муниципального управления регулировалась не только нормативно-правовыми актами, но и партийными документами. Допускалось дублирование полномочий элементов разных уровней системы государственного и муниципального управления.
Основные черты системы государственного и муниципального управления в современной России
Действующая Конституция РФ определяет Российское государство как демократическое, социальное и правовое. Система государственного и муниципального управления в современной России образуют единую систему публичного управления, функционирующую на демократических принципах, предполагающих:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, недопущение захвата всей полноты власти одной из ветвей;
- демократическую основу организации и реализации государственной власти, обеспечиваемую признанием в качестве единственного источника власти населения страны, которое на основе демократических процедур имеет право непосредственно участвовать в процессах публичного управления, а также избирать должностных лиц и формировать органы публичного управления напрямую или через своих представителей;
- законность осуществления государственного и муниципального управления. Требования соблюдения закона, принятого в соответствии с демократическими процедурами, распространяется на всех должностных лиц и органы государственного и муниципального управления;
- приоритет прав и свобод личности. Современное российское государство учреждается и функционирует в целях наиболее полного обеспечения прав и свобод личности. Иными словами, государственное и муниципальное управление призвано удовлетворять социальные запросы населения соответствующей территории и др.
Современное государственно-общественное устройство России предполагает относительную обособленность и самостоятельность местного самоуправления, при этом местное самоуправление включено в единую систему публичного управления и совместно с системой государственного управления участвует в достижении стратегических целей и задач социально-экономического развития. Однако местное население имеет юридическую и фактическую возможность самостоятельно решать вопросы местного значения исходя из конкретных условий жизнедеятельности.
Система публичного управления в стране сегодня ориентируется на партнерскую модель, на включение населения в разработку и реализацию управленческих решений, на повышение открытости и прозрачности процессов управления, а также внедрение инструментов государственно-частного и трехстороннего партнерства.