Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений на муниципальном уровне – это деятельность муниципальных органов власти, направленная на обеспечение функционирования ритуально-похоронной сферы.
Специфика деятельности муниципальных властей в похоронно-ритуальной сфере
Организация функционирования ритуально-похоронной сферы возложена на муниципальный уровень власти.
В ведение муниципальных властей входит решение следующих вопросов регулирования порядка оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронений:
- во-первых, утверждении правил и порядка работы место захоронения, пантеонов, крематориев;
- во-вторых, создание специализированных служб, деятельность которых направлена на решение вопросов похоронного дела;
- в-третьих, координация деятельности ритуально-похоронных организаций на территории муниципального образования;
- в-четвертых, решение вопросов создания, расширения и реконструкции мест захоронения, усыпальниц, пантеонов, крематориев;
- в-пятых, принятие решений относительно передачи учреждений ритуально-похоронного назначения управляющим компаниям для организации их функционирования;
- в-шестых, контроль деятельности крематориев, кладбищ, пантеонов.
Деятельность муниципальных властей направлена на решение следующих социальных вопросов, связанных с обслуживанием ритуально-похоронного характера:
- во-первых, осуществление захоронений тел неопознанных лиц, малоимущих граждан, не имеющих средств на похоронно-ритуальные услуги;
- во-вторых, изготовление памятников и надгробий;
- в-третьих, выдача пособий социального характера;
- в-четвертых, обеспечение сохранности мемориальных и воинских захоронений.
Осуществление контроля в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения возложено на Роспотребнадзор, соответствующие территориальные управления, отраслевые и территориальные органы муниципальной администрации.
Особый порядок организации похоронно-ритуальной деятельности на территории городов федерального значения
Города федерального значения в силу специфики своего статуса располагают особыми полномочиями относительно регулирование похоронно-ритуальной деятельности. В частности, администрация этих городов наделена правом самостоятельного определения степени функционального разделения полномочий между органами государственного управления и органами муниципального управления в сфере похоронно-ритуальные деятельности.
Например, в основе организации похоронно-ритуальной деятельности на территории города Москвы находятся следующие принципы:
- во-первых, административное подчинение всех кладбищ государственному унитарному предприятию города;
- во-вторых, наличие единой нормативной документации, регулирующей ритуально-похоронную сферу;
- в-третьих, применение единой системы управления кладбищами на территории города;
- в-четвертых, применение единой системы и порядка формирования государственных специализированных служб, осуществляющих похоронно-ритуальную деятельность.
Характеристика муниципальных органов власти, ответственных за регулирование ритуально-похоронной деятельности
На территории муниципальных образований действуют специализированные казенные учреждения и муниципальные специализированные службы, ответственные за решение вопросов похоронного дела на территории муниципального образования.
Специализированные муниципальные учреждения призваны оказывать муниципальные услуги ритуального характера и обеспечивать содержание мест захоронения. В частности, такие специализированные муниципальные учреждения призваны реализовывать такие виды деятельности, как:
- осуществление территориального планирования муниципальных кладбищ, предполагающее выделение участков захоронений почетного назначения, семейных захоронений, участков воинского назначения, вероисповедальных участков и иных типов участков;
- осуществление регистрации, перерегистрации захоронений, организация перезахоронений, эксгумаций на муниципальных кладбищах;
- осуществление разрешительной деятельности по вопросам выделения мест захоронений и выполнения захоронений;
- организация содержания, эксплуатации и благоустройства муниципальных кладбищ;
- размещение муниципальных заказов в сфере похоронно-ритуальных услуг;
- формирование и ведение реестров муниципальных кладбищ и захоронений;
- проведение инвентаризации муниципальных кладбищ, захоронений;
- рассмотрение обращений населения по вопросам ритуально-похоронного характера;
- осуществление контроля содержания мест захоронений и порядка захоронений;
- осуществление контроля установки надмогильных сооружений;
- формирование и ведение реестра специализированных служб, занятых ритуально-похоронной деятельностью.
Специализированные службы, занятые ритуально-похоронной деятельностью, призваны осуществлять следующие действия:
- во-первых, оказывать ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем и стоимостью, установленной нормативными актами муниципального уровня;
- во-вторых, осуществлять погребения лиц, не имеющих родственников или иных лиц, готовых взять на себя ответственность за погребение.
Муниципальным законодательством устанавливается необходимость оснащения специализированных служб в сфере ритуально-похоронной деятельности соответствующим помещением, вывеской, содержащей информацию о режиме работы, прейскурантом цен на услуги, книгой отзывов и предложений и так далее.
Как правило, работа специализированных служб в сфере ритуально-похоронной деятельности осуществляется в соответствии с круглосуточным режимом.
Специализированным службам запрещается осуществлять давление на людей, осуществляющих погребение в вопросах приобретения ритуальных услуг и иных решений, связанных с погребением.
Российское законодательство гарантирует каждому гражданину право на захоронение на достойных условиях и при предоставлении бесплатного участка для этих целей.