Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления – это определение порядка действий муниципальных служащих и должностных лиц муниципального управления в отношении обращений населения.
Обращения граждан в органы муниципального управления
Российское государство активно проводит политику вовлечения населения в решение политических и социально-экономических вопросов. Это актуализирует работу с обращениями населения в органы муниципального управлением и придает ей статус приоритетного направления деятельности органов власти.
Российская Конституция наделяет граждан правом обращения в органы муниципального управления лично или посредством направления коллективных и индивидуальных обращений.
Российский Президент в своем обращении в 2016 году прямо указал чиновникам на необходимость налаживания диалога с населением, честного и открытого разговора с гражданами, поддержания инициатив населения, в том числе в вопросах благоустройство поселков и городов, сохранения исторического облика и формирования среды для жизни.
На исполнительную власть возлагается роль главного гаранта гражданских прав и свобод. Успешность функционирования муниципальной администрации выступает в качестве одного из индикаторов развитости гражданского общества страны, оперативности и эффективности реагирования власти на обращения граждан, состоятельности и результативности деятельности государства в целом.
Публичная власть нуждаются в повышение доверия населения государства на всех уровнях управления, в том числе на уровне муниципалитетов. В этом смысле роль такого института как обращения населения в органы муниципального управления имеет огромное значение. Наличие связи между населением и органами управления прямо влияет на эффективность муниципального управления.
Обращения населения призваны вскрывать недостатки муниципального управления, предлагать меры совершенствования работы органов муниципального управления, участвовать в восстановительных работах по отношению к нарушенным свободам и правам граждан, обеспечивать социальную справедливость.
Более того, обращения населения могут выступать формой реализации участия граждан в управлении муниципалитетом.
Функции обращений населения в органы муниципального управления
Обращения населения в органы муниципального управления призваны обеспечивать реализацию следующих функций:
- защитная функция, суть которой сводится к тому, что посредством обращения реализуется право населения на защиту своих прав, проявляющуюся реакцией и решениями муниципальных властей на обращения населения;
- конституционная функция, суть которой сводится к тому, что через обращения граждан в органы муниципального управления реализуются конституционные права этих граждан на участие в осуществлении такого управления. Население, обращаясь в органы муниципального управления, оказывает влияние на решения муниципальной власти;
- функция обратной связи, состоящая в том, что обращения граждан приводят к выражению реакции населения на решения, которые принимаются органами муниципального управления.
Порядок работы с обращениями граждан в муниципальные органы власти
Все обращения граждан в муниципальные органы власти для обеспечения работы с ними делится по следующим направлениям:
- во-первых, общество, государство и политика;
- во-вторых, социальная сфера;
- в-третьих, экономика;
- в-четвертых, безопасность, оборона и законность;
- в-пятых, сфера жилищно-коммунального хозяйства.
Обращения граждан, поступившие в органы муниципального управления, подлежат рассмотрению в обязательном порядке сообразно компетенции получивших их органов.
При необходимости рассмотрение обращений граждан ведет к выезду органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления на место.
Органы и должностные лица муниципального управления обязаны рассматривать обращения населения в соответствии с принципами объективности, всесторонности и своевременности. При необходимости к рассмотрению обращения могут привлекать гражданина, направившего его.
Органы и должностные лица муниципального управления могут при рассмотрении обращений граждан запрашивать необходимую документацию и материалы от других органов государственного, муниципального управления или у должностных лиц. Исключение составляют суды, органы дознания и органы предварительного следствия. На предоставление этой документации и сведений органам и должностным лицом государственного и муниципального управления дается пятнадцатидневный срок.
На органы муниципального управления и должностных лиц возлагается обязанность принятия мер, направляемых на защиту или восстановление нарушенных свобод, прав и интересов граждан.
Органы и должностные лица муниципального управления дают письменные ответы на обращения населения в соответствии с существом вопросов, которые содержатся в этих обращениях.
В том случае, если органы и должностные лица муниципального управления осуществляют перенаправление обращения гражданина, они обязаны уведомить его об этом перенаправлении.
Направление ответа на обращение граждан осуществляется в виде электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. Также законодательство допускает возможность направления письменного ответа по почтовому адресу заявителя. В том случае, если обращение населения содержат жалобу, заявление или предложение, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, законодательство допускает возможность размещения такого обращения в сети Интернет на сайте органа муниципального управления. Нарушение органами муниципального управления сроков и порядка рассмотрения обращений населения ведет к наложению ответственности на должностных лиц муниципального управления в соответствии с российским законодательством.