Оптимизация рынка труда городского округа / городского поселения – это специальное направление экономической государственной и муниципальной политики, опосредующее деятельность должностных лиц и органов публичного управления по формированию благоприятных условий для эффективного функционирования рынка труда, обеспечения занятости местного населения, обеспечения благосостояния местного населения.
Значение регулирования и оптимизации рынка труда городского округа / городского поселения
Необходимо отметить, что нормальное функционирование рынка труда, как на уровне муниципального образования, так и на уровне государства требует эффективного государственного и муниципального регулирования. Такое регулирование необходимо для того, чтобы обеспечить баланс индивидуалистических и коллективистских интересов субъектов рынка трудовых отношений.
Должностные лица и органы публичного управления во всех развитых государствах участвуют в регулировании рынка труда, его оптимизации, поскольку отсутствие властного воздействия на трудовые и связанные с ними отношения не позволяет должным образом обеспечить трудовые права населения, эффективно использовать трудовые ресурсы и пр.
Прежде всего, регулирование рынка труда направлено:
- на обеспечение баланса интересов работника, работодателя, государства;
- на преодоление более слабого положения работника по отношению к работодателю при заключении трудовых контрактов;
- на противодействие дискриминации при поступлении на работу, при установлении оплаты труда и пр.
При этом регулирование рынка труда, как на государственном, так и на муниципальном уровне, представляет собой комплекс мероприятий, охватывающих не только вопросы занятости, но и на иные экономические отношения.
Итак, оптимизация рынка труда городского округа, городского поселения и иного муниципального образования требует реализации системы мероприятий, направленных, как непосредственно на рынок труда, так и на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, поддержку инновационных проектов, привлечения инвестиций, реализацию мер демографической политики и пр.
Указанное предполагает необходимость реализации мероприятий публичного управления не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях, поскольку муниципальные образования включены в сложную систему экономических отношений государства.
Внутренняя политика Российского государства в сфере социально-экономического развития, которая закреплена в концепции долгосрочного развития страны, в качестве приоритетных направлений называет:
Переход экономической системы России к инновационному, социально ориентированному типу развития в конкурентной среде в условиях открытой экономики. Названное направление предполагает необходимость реализации комплекса мероприятий:
- обеспечение развития человеческого потенциала, в том числе преодоление отрицательных тенденций демографии;
- формирование среды для роста оплаты труда;
- формирование эффективных инструментов регулирования рынка труда, которые обеспечат сочетание конкуренции и установление партнерских отношений между работником, работодателем и государством;
Переход к новой концепции пространственного развития отечественной экономики, что требует:
- формирования новых центров социально-экономического развития;
- преодоления дисбалансов социально-экономического развития региональных и муниципальных территорий;
- укрепления стратегического управления региональным и муниципальным развитием.
Исследование текущего состояния рынка труда городского округа / городского поселения на примере города Тюмени
Анализ рынка труда городского поселения позволяет сделать следующие выводы:
- в качестве основных областей, обеспечивающих занятость населения, можно выделить обрабатывающую промышленность, строительство, образовательную сферу, сферу здравоохранения, а также торговлю, транспорт и связь;
- наименьшая занятость наблюдается в областях публичного управления, добычи природных ресурсов, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе;
- наблюдается тенденция к сокращению занятости в сфере строительства, рост занятости наблюдается в сфере обрабатывающих производств;
- большую часть занятых составляет возрастная группа от 30 и до 60 лет, что может привести к трудностям на рынке труда в период смены поколений;
- предложение на рынке труда по рабочим профессиям и техническим специальностям остается ниже, чем спрос. При этом предложение специалистов в сфере руководства превышает спрос и пр.
Названные тенденции требуют активного включения органов публичного управления в регулирование рынка труда на уровне муниципальных образований, в том числе на уровне городских поселений, городских округов.
Приоритетные направления оптимизации рынка труда городского округа / городского поселения на примере города Тюмени
В качестве основных направлений оптимизации рынка труда городского округа / городского поселения на примере города Тюмени можно назвать:
- налаживание инструментов профессиональной ориентации для лиц, достигающих трудоспособного возраста в отношении технических специальностей и рабочих профессий;
- предоставление большего числа бюджетных мест в учебных организациях по востребованным на рынке труда специальностям и сокращение бюджетных мест в учебных организациях по специальностям, которые на рынке труда города сегодня не востребованы;
- формирование среды для обеспечения мобильности рабочей силы на территории города, региона, в том числе посредством сокращения социальных и экономических барьеров;
- стимулирование работодателей на территории муниципалитета к формированию новых рабочих мест посредством предоставления льгот налогового и иного характера;
- оптимизация информационного пространства рынка труда для обеспечения соискателей работы необходимой информацией относительно вакансий;
- активное развитие промышленности и непроизводственной сферы, в том числе посредством реализации инвестиционных проектов, для привлечения специалистов из иных муниципальных образований и региональных территории и пр.