Налоговая политика Российской Федерации – это совокупность принципов, методов, целей и предпринимаемых в соответствии с ними мероприятий органов государственной власти Российской Федерации в области налогообложения граждан и организаций, взимания у них налогов и иных обязательных платежей.
Общее представление о налоговой политике государства
Одну из ведущих ролей в системе государственной экономической политики играет такая ее разновидность, как налоговая политика. Она представляет собой концентрированное выражение целей государства, методов и принципов их достижения, принимаемых в соответствии с ними решений в сфере налогообложения граждан и организаций, в частности:
- Введение и отмену налогов;
- Установление налоговых ставок;
- Введение налоговых льгот;
- Организацию работы налоговых органов;
- Непосредственное взимание с граждан и организаций налогов и иных обязательных платежей;
- Принятие иных актов в рамках законодательства о налогах и сборах.
Налоговые поступления обеспечивают более 90% доходов бюджетов, за чей счет государство финансирует свою деятельность по выполнению возложенных на него обществом функций (например, в сфере обороны, здравоохранения, образования, социального обеспечения).
Современное состояние налоговой политики в Российской Федерации
В Российской Федерации за разработку и реализацию государственной налоговой политики преимущественно ответственны два федеральных органа исполнительной власти – Министерство финансов и Федеральная налоговая служба. В последние несколько лет им приходиться выстраивать налоговую политику с учетом оказания на российскую экономику негативного воздействия со стороны мощных шоков. Речь идет про:
- Введенные против России западными странами экономические санкции;
- Резкое падение мировых цен на нефть, доходы от продажи которой остаются главным бюджетообразующим источником;
- Девальвацию и волатильность российского рубля по отношению к мировым резервным валютам.
Внешнеполитические условия оказывают большое влияние на формирование налоговых условий внутри национальной экономики. Это связано с тем, что значительная часть налоговых поступлений приходится на налог от добычи полезных ископаемых (таких как нефть и природных газ), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, экспортную пошлину для нефтегазовых товаров, акцизы на переработанные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо и т.д.).
Кроме того, из-за осложнившихся внешних условий затормозилось общее макроэкономическое развитие внутри страны. Это находит отражение в том, что начиная с 2013 г. доходы россиян в реальном выражении уменьшились на 10%, за чертой бедности проживает около 19 млн граждан. А поступления по налогу на доходы физических лиц формируют большую часть доходов региональных и местных бюджетов в Российской Федерации.
В этих условиях в рамках борьбы с бедностью налоговая политика государства в большей степени стала ориентироваться на процессы перераспределения внутри экономики страны, поэтому были введены некоторые элементы прогрессивной шкалы налогообложения. Так, в отношении доходов физических лиц, которые превышают за год 5 млн рублей, ставка налога повышена с 13% до 15%. Также был введен налог на процентные доходы по банковским вкладам, на которых расположено более 1 млн рублей.
Кроме того, в 2018 г. на 2% была повышена ставка по налогу на добавленную стоимость. Предполагается, что дополнительно полученные средства будут использованы для реализации национальных проектов, направленных на достижение приоритетных целей развития страны в ближайшие 5-10 лет.
Так же следует упомянуть, что был введен новый специальный налоговый режим (в виде эксперимента) – налог на профессиональный доход. Он распространяется на, так называемых, самозанятых, т. е. на индивидуальных предпринимателей и на физических лиц, которые не трудоустроены по трудовому договору. Если их доход не превышает 2,4 млн рублей в год, то они могут рассчитывать на пониженную (по сравнению с НДФЛ) налоговую ставку – 6% и 4%, соответственно.
По мысли налоговых органов данный режим налогообложения позволит вывести из теневого сектора экономики тех граждан, которые ранее получали заработок (например, за сдачу квартиры в аренду), но не декларировали его и, тем самым, не платили налог на физических лиц.
Основные тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации ежегодно составляет документ, в котором раскрываются основные направления налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период двух лет. В соответствии с актуальной версией данного документа перед современной налоговой политикой в Российской Федерации стоят задачи следующего рода:
- Сокращение теневого сектора национальной экономики (т.е. вывод бизнеса «на свет»);
- Минимизация административной нагрузки на предпринимателей и бюрократических процедур;
- Стимулирование инвестиционной активности внутри страны налоговыми инструментами;
- Недопущение повышения налогов для добросовестных налогоплательщиков;
- Пресечение различных злоупотреблений при применении налоговых льгот и специальных налоговых режимов.
В ближайшей перспективе Правительство России будет придерживаться принципа фискальной нейтральности и предсказуемости, которая фактически означает наложение моратория на изменение (точнее – на ухудшение) условий в национальной налоговой системе.
Помимо этого, в ближайшее время будет продолжена работа по цифровизации налоговой системы государства. Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками все чаще может осуществляться через электронные сервисы (личные кабинеты на сайте ФНС и в Госуслугах) – т. е. удаленно, а не через личный прием.