Муниципальное управление в сфере культуры и досуга населения – это направление социальной муниципальной политики, обеспечивающее организацию и функционирование сферы культуры и организацию досуга населения, оказывающих прямое воздействие на комфортность проживания и удовлетворенность населения муниципального образования уровнем жизни.
Сущность и значение сферы культуры и досуга населения
Российская Конституция гарантирует гражданам Российской Федерации право на участие в осуществлении культурной деятельности, а также напользование услугами учреждений культуры, доступ к ценностям культуры.
Культура представляет собой исторически обусловленный уровень общественного развития, выражающийся формами и типами реализации способностей и творческих сил личности, а также через создаваемые культурные ценности.
Культура обеспечивает сохранность исторических, национальных памятников, культурных достижений в разнообразных сферах, начиная от литературы и заканчивая зодчеством, приобщает людей к культурным ценностям, осуществляет воспитании человека, обеспечивает проведение исследований в сфере культуры.
Сфера культуры включает в себя осуществление культурно-просветительской деятельности, библиотечного и музейного дела, кино и видеопроизводства, театрально-концертной деятельности, цирковой деятельности, деятельности по содержанию и реставрации культурных и исторических памятников, историко-архивной деятельности, деятельности в сфере радио и телевещания, краеведения, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и так далее.
Государство провозглашает необходимость осмысленного осуществления культурной политики, транслирования эту задачу на уровень муниципального управления.
Управление сферой досуга подразумевает обеспечение возможностей для продуктивного и приятного проведения населением муниципального образования свободного времени. Ценность досуга напрямую определяется уровнем культурного развития человека, степенью его социализации.
Место муниципальных органов власти в осуществлении культурной политики: состояние, проблемы и перспективы
Муниципальные органы власти выстраивают муниципальную культурную политику в соответствии с принципами, провозглашенными на федеральном уровне. К предметам ведения органов муниципального управления в сфере культуры относится формирование условий, обеспечивающих жителей поселений и городских округов услугами организации сферы культуры, по организации библиотечного обслуживания жителей муниципальных образований, по охране и сохранению культурных ценностей местного уровня. Муниципальные органы власти муниципальных районов обеспечивают организацию библиотечного обслуживания населения.
На муниципальные власти возлагается осуществление строительства сооружений и зданий муниципальных организаций сферы культуры, а также работа по обустройству прилегающих территорий. Муниципальные власти выступают в качестве собственниках зданий, наделенных историко-культурной ценностью, сооружений, предметов и других объектов культурного наследия и культуры.
Финансирование деятельности муниципальных организации культуры может обеспечиваться как за счет бюджетных средств, так и за счет доходов, полученных от оказания услуг на платной основе. Гражданам, организациям, общественным объединением дано право самостоятельного или договорного формирования фондов, обеспечивающих финансирование деятельности в сфере культуры. Муниципальные органы власти также могут выступать в качестве соучредителей данных фондов.
Органы муниципального управления обеспечивают реализацию государственной культурной политики на местах. Органы муниципального управления лишены права вмешательства в деятельность творческого характера граждан и их объединений, за исключением прямых случаев, прямо предусмотренных законодательством.
В основе муниципальной культурной политики находятся принципы равенства достоинства культуры, свобод и прав в сфере культуры представителей различных этнических сообществ и религиозных конфессий.
Органы муниципального управления при осуществлении управления культурой стремятся к обеспечению общей доступности культурных ценностей и культурной деятельности для граждан муниципального образования. В рамках компетенции органов муниципального управления формируются условия для развития организаций и учреждений специального назначения, например, студий, школ искусств, курсов и так далее.
К числу проблем управления сферой культуры на муниципальном уровне относится недостаточность финансирования, неудовлетворительное состояние учреждений культуры и культурных объектов и так далее.
Управление сферой культуры на муниципальном уровне ориентировано на следующее перспективы: поиск альтернативных источников финансирования учреждений культуры, возможность привлечения частного капитала для охраны культурных ценностей, создание условий для частного предпринимательства в сфере культуры и так далее.
Муниципальное управление организации досуга населения муниципального образования: проблемы и перспективы
В своей компетенции муниципальные органы власти осуществляют управление сферой досуга населения. К числу объектов досуга муниципальных образований относят:
- во-первых, городские парки и леса;
- во-вторых, скверы;
- в-третьих, пляжи и другие рекреационные объекты;
- в-четвертых, детские городки и аттракционы;
- в-пятых, другие сооружения развлекательного назначения.
На территории городских округов и поселений муниципальные власти обеспечивают формирование условий, необходимые для организации массового отдыха жителей и досуга, а также организуют и обустраивают места массового отдыха.
Осуществление содержания этих объектов, как правило, осуществляется муниципальными органами культуры, которые также обеспечивают их финансирование.
На муниципальные органы сферы культуры возлагается организация и проведение мероприятий массового развлекательного характера, например, фестивали, праздники, другие зрелищные мероприятия.
Муниципальные власти стремятся к развитию различных форм организации досуговой деятельности в муниципальном образовании. Муниципальные власти приветствуют создание организаций досугового назначения, способных обеспечивать самоокупаемость, а также пополнение доходов муниципальных бюджетов. Степень удовлетворенности населения культурно-досуговой деятельностью напрямую зависит от разнообразия возможностей проведения свободного времени.
Большинство проблем в сфере муниципального управления досуговой деятельности состоит в зависимости данной сферы от масштабов муниципального образования. Малые муниципальные образования зачастую не могут похвастаться не то что разнообразием возможностей досуговой деятельности, но и минимальным достойным набором услуг в этой сфере. Также значимой проблемой досуговой деятельности является высокая стоимость пребывания в организованных местах отдыха.