Институты гражданского общества – это основанные на конституционно утвержденных принципах демократии и приоритета прав личности социальные институты, выступающие инструментами формулирования и выражения мнений, предложений населения по вопросам социально-экономического устройства и иным вопросам общественной жизни, а также формы непосредственного участия населения в разработке и реализации общественно значимых решений.
Сущность и значение государственной политики в области поддержки и развития институтов гражданского общества
Согласно положениям действующей отечественной Конституции, Россия представляет собой демократическое социальное государство, государственная политика которого в качестве главной своей цели имеет обеспечение достойной жизни и развития личности. Другими сущностными характеристиками российского государства являются его правовой характер и гражданское общество.
Для реализации на практике указанных конституционных положений большое значение имеет разработка и реализация государственной политики, направленной на активную поддержку становления и развития институтов гражданского общества. В самом общем виде институты гражданского общества можно охарактеризовать как:
- инструменты формулирования и выражения позиций, предложений общественности по социально значимым вопросам;
- инструменты разработки и реализации решений социально значимых задач населением.
Институт гражданского общества представляет собой объединение людей, деятельность отдельных личностей, причем объединение может осуществляться как в форме некоммерческих организаций, так и в иных формах.
Институты гражданского общества как институты самоорганизации населения для решения социально значимых вопросов имеют большое значение для развития государства и общества, поскольку такие институты учреждаются и функционируют в ответ на социальные запросы, то есть наиболее полно отражают потребности населения и предлагают варианты удовлетворения таких потребностей, обычно и самостоятельно реализуют такие варианты.
Важную роль институты гражданского общества играют в обеспечении эффективного функционирования системы публичного управления, поскольку они выступают контрольными механизмами со стороны общества за законностью и эффективностью деятельности должностных лиц и органов публичного управления.
Эффективное развитие российского государства должно связываться с формированием и утверждением партнерской модели взаимоотношений государства и общества, в частности с выстраиванием партнерских отношений с бизнесом и партнерских отношений с некоммерческими организациями. Такое сотрудничество позволяет аккумулировать ресурсы государства, бизнеса и институтов гражданского общества для разработки и реализации социально значимых решений наиболее полно соответствующих ожиданиям населения и его запросам.
Именно поэтому сегодня одним из направлений внутренней политики должны выступать разработка и реализация принципов, инструментов и мероприятий по поддержке и развитию взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Здесь необходимо отметить, что активная государственная поддержка некоммерческих организаций осуществляется во многих развитых странах, например, в европейских странах и в США.
Основные направления государственной политики в области поддержки и развития институтов гражданского общества
Обычно в теории публичного управления институты гражданского общества рассматриваются как самостоятельно функционирующие за счет пожертвований и собственной деятельности некоммерческие организации, решающие социально значимые вопросы. Однако практика развитых государств демонстрирует, что институты гражданского общества активно развиваются и эффективно функционируют в тех странах, где осуществляется не только их поддержка за счет частного бизнеса, собственной деятельности и пожертвований населения, но и за счет ресурсов государства.
Кроме того, большое значение имеет устранение административных барьеров в отношении функционирования институтов гражданского общества при решении социально значимых задач.
В условиях российской действительности первоочередное значение для поддержки и развития институтов гражданского общества имеет обеспечение деятельности институтов необходимыми ресурсами. Так, большинство функционирующих институтов гражданского общества:
- не имеют собственных объектов недвижимости, вынуждены арендовать помещения или вообще не имеют помещений;
- не имеют необходимого объема ресурсов для эффективного удовлетворения всех поступающих социальных запросов.
В качестве приоритетных направлений государственной политики в области поддержки и развития институтов гражданского общества следует назвать:
- расширение источников финансового обеспечения функционирования институтов гражданского общества за счет доходов бюджетов всех уровней, а также за счет формирования льготных условий для частного бизнеса, который принимает активное участие в финансировании институтов гражданского общества;
- оказание правовой, организационной, информационной и консультационной поддержки со стороны государства институтам гражданского общества на безвозмездной основе по запросу;
- предоставление на льготных условиях в аренду или в безвозмездное пользование нежилых помещений и оборудования, необходимых институтам гражданского общества для реализации социальных значимых задач.
Кроме того, для эффективной реализации государственной политики в рассматриваемой сфере большое значение имеет формирование каналов обратной связи с институтами гражданского общества и населением непосредственно, которые бы позволили выявлять социально значимые проблемы для совместного решения и позволили бы корректировать условия сотрудничества государственных институтов и институтов гражданского общества для наиболее полного обеспечения прав личности, поддержки социально уязвимых слоев населения и решения иных социально значимых задач.