Рособрнадзор – это орган государственного управления, относящийся к федеральной исполнительной власти, на который возложено исполнение функций нормативно-правового регулирования образовательной деятельности, контрольно-надзорной деятельности в сфере науки и образования, признания квалификации и образования, полученных на территории иностранного государства, предоставления услуг государством в рамках полномочий, отнесенных к сфере деятельности данного органа.
Место Рособрнадзора в системе государственного управления в сфере образования
Руководство Рособрнадзора находится в ведении Правительства России. Правовую основу деятельности данной службы формируют положения российской Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, президентских актов, правительственных актов, международных договоров.
Рособрнадзор функционирует: либо в непосредственной форме, либо посредством подведомственных организаций, взаимодействующих с другими органами государственного и муниципального управления, общественными объединениями и прочими организациями.
На Рособрнадзор возложено исполнение следующих полномочий:
Внесение на рассмотрение российским Правительством проектов нормативно-правовых актов, регулирующих сферу деятельности Рособрнадзора, формирование плана работы и прогнозных показателей деятельности Рособрнадзора;
Принятие нормативно-правовых актов в сфере деятельности, закрепленное за Рособрнадзором. К числу таких нормативно-правовых актов относятся следующие:
- регламенты административного характера, регулирующие порядок предоставления Рособрнадзором государственных услуг и реализации государственных функций;
- требования к отчетности и порядку ее предоставления в сфере образования;
- акты, определяющие минимум баллов ЕГЭ, выступающих подтверждением получения среднего общего образования;
- акты, устанавливающие минимум баллов ЕГЭ, которые необходимы для поступления в вузы;
- методика разработки, хранения и использования измерительных материалов контрольного назначения;
- формы заявлений относительно предоставления временной лицензии на оказание образовательных услуг;
- порядок и форма, а также сроки проведения государственных итоговых аттестаций при получении общего и среднего образования;
- различные формы проведения государственной итоговой аттестации;
- порядок осуществления аккредитации граждан, выступающих общественными наблюдателями;
- форма лицензии и заявлений в сфере лицензирования аккредитации образовательной деятельности;
- перечень документации, позволяющий признавать статус иностранного образования, и так далее;
Осуществление государственного надзора за деятельностью образовательных организаций;
Осуществление государственного контроля качества образовательных услуг и образовательной деятельности;
Осуществление контроля нормативно-правового регулирования на региональном уровне в сфере образования;
Осуществление надзорной и контрольной деятельности качества и полноты в реализации органами регионального управления делегированных им полномочий в сфере образования;
Контроль расходования субвенций на исполнение делегированных государственных полномочий в сфере образования;
Контроль за органами опеки;
Лицензирование деятельности в сфере образования;
Введение государственных информационных систем в сфере образования и так далее.
Особенности исследования и совершенствования деятельности Рособрнадзора
Как и любой орган государственного управления, Рособрнадзор в своей деятельности сталкивается с определенными трудностями, исследование которых выступает объектом государственного управления, направленного на совершенствование функционирования данного органа.
К числу трудностей, с которыми сталкивается Рособрнадзор в своей деятельности можно отнести следующие:
- низкий квалификационный уровень персонала на местах, не способного осуществлять полноценную реализацию делегированных полномочий и органов государственного управления образованием;
- размытость и неопределенность целей функционирования Рособрнадзора;
- нестабильность нормативно-правового регулирования сферы образования, являющаяся препятствием для реализации стратегии развития образовательной сферы;
- злоупотребления в сфере образовательной деятельности;
- низкий уровень обучаемости;
- низкий уровень качества образовательных услуг и так далее.
Совершенствование деятельности Рособрнадзора направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение эффективного функционирования данной федеральной службы, обеспечивающего качественное оказание образовательных услуг;
- четкое определение полномочий данной федеральной службы в системе регулирования образовательной сферы;
- разработка и планомерное исполнение долговременной стратегии развития образовательной сферы;
- отказ от попыток кардинального изменения сферы образования, обеспечения ее планомерного развития и так далее.
Рособрнадзор занимает одно из центральных мест в системе государственного регулирования образовательной сферы, его функции и полномочия определяются соответствующей документации. Однако до сих пор остаются нерешенные вопросы относительно реализации тех или иных полномочий. Кроме того, Рособрнадзор часто сталкивается с проблемой недостаточного финансирования его деятельности в сфере образования, которые отрицательно влияют на эффективность управления системой образования в стране. Задача государства состоит в выработке целенаправленной политики управления сферой образования.