Государственный либо муниципальный служащий – это лицо, отвечающее требованиям к специальному образованию и опыту работы, привлекаемое на должности государственной и муниципальной службы для реализации в процессе постоянной трудовой деятельности функций и задач публичного управления в рамках компетенции органов публичного управления в соответствии с должностными обязанностями.
Значение формирования образа государственного и муниципального служащего современного типа
Сегодня в теории и практике публичного управления широко исследуются вопросы повышения эффективности публичного управления, то есть достижения наиболее значимых социально полезных результатов при использовании минимального объема ресурсов. Поэтому в немалой степени эффективность публичного управления обоснованно связывается с качеством трудовых ресурсов, обеспечивающих функционирование системы публичного управления.
Так, достижение целей и решение задач организации и реализации публичного управления обеспечивается за счет специально сформированного аппарата, то есть системы взаимосвязанных элементов – органов, организаций, государственных и муниципальных служащих.
Фактически осуществление функций публичного управления происходит в рамках повседневной трудовой деятельности специалистов, привлекаемых на должности государственной и муниципальной службы за соответствующую плату, что предопределяет зависимость эффективности публичного управления от уровня специальных познаний, навыков и умений, деловых и морально-нравственных качеств лиц, привлекаемых на должности государственной и муниципальной службы. Это обусловливает предъявление новых более высоких требований к специальным знаниям и практическим навыкам государственного и муниципального служащего и к морально-нравственной характеристике личности государственного и муниципального служащего.
Возрастающие требования к специальным знаниям и практическим навыкам и умениям государственного и муниципального служащего обусловлены:
- усложнением общественных отношений, подлежащих публичному правовому регулированию;
- усложнением административных и иных организационных процедур реализации публичного управления;
- внедрением информационных технологий в практику публичного управления и др.
Высокие требования к морально-нравственным качествам государственного и муниципального служащего связаны:
- с высокой социальной ролью трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих. От степени вовлеченности государственного и муниципального служащего в задачи публичного управления, от понимания роли государства, местного самоуправления, отдельного органа и собственной служебной деятельности в обеспечении социально-экономического благополучия населения зависит эффективность функционирования институтов государственной и муниципальной службы;
- с необходимостью преодоления коррупционных явлений в системе публичного управления, которые наносят существенный урон социальному и экономическому развитию территории государства.
Требования к профессиональным и нравственным качествам государственного и муниципального служащего
Эффективность публичного управления реализуется за счет привлечения на государственную и муниципальную службу лиц, отвечающих требованиям:
- к профессиональной компетентности, то есть требованиям к уровню специальных познаний, профессионального опыта и умений, предъявляемым к должности для эффективной реализации служебных обязанностей. Так, специальным федеральным законодательством зафиксированы квалификационные требования к претендентам на должности государственной и муниципальной службы, в частности к уровню специального образования, опыту службы или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и практическим навыкам. Для обеспечения профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих специальным законодательством предусматриваются не только квалификационные требования, но и требования к постоянному повышению квалификации служащих;
- к нравственным качествам. Деловая этика государственной и муниципальной службы обязывает служащих к толерантному, дипломатичному, внимательному отношению к населению. Должностные обязанности государственных и муниципальных служащих необходимо исполнять в соответствии с общечеловеческими ценностями (справедливостью, честностью, ответственностью, добросовестностью и пр.).
Реализация государственным и муниципальным служащим своих обязанностей в соответствии с морально-нравственными ориентирами, сложившимися в обществе, гарантирует доверие населения к системе публичного управления, а значит, и активное содействие власти в решении социально-экономических задач. Сегодня, когда государство рассматривается в качестве партнера общества в решении социально-экономических задач, требования к морально-нравственному облику государственных и муниципальных служащих становятся особенно актуальными.
Более того, стоящие перед современной Россией цели утверждения демократических ценностей, становления правового государства и гражданского общества требуют от государственных и муниципальных служащих безупречного эффективного исполнения своих служебных обязанностей:
- в целях наиболее полного обеспечения прав и свобод личности;
- в соответствии с законом;
- в рамках компетенции органов публичного управления в соответствии с собственными должностными полномочиями.
Для становления этики государственного и муниципального служащего как системы общих ценностей и правил, определяющих взаимоотношения на государственной и муниципальной службе между руководителями и подчиненными, между служащими равных должностей, а также между служащими и населением следует каждому органу публичного управления разрабатывать и утверждать кодекс деловой этики.