Управление государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений – это целенаправленный процесс, реализуемый органами публичного управления и опосредующий систему мероприятий по планированию и осуществлению владения, использования и распоряжения имущества, составляющего собственность Федерации, региона или муниципалитета для стабилизации и развития отечественной экономики и обеспечения благосостояния населения.
Понятие государственной и муниципальной собственности
Государственная и муниципальная собственность – это категория, которая используется для обозначения комплекса правомочий по владению, распоряжению, пользованию имуществом, составляющим собственность муниципалитета, региона, Федерации.
Специфика собственности публично-правовых образований определяется значением государственного и муниципального имущества для реализации полномочий публичного управления. Иными словами, имущество, составляющее государственную и муниципальную собственность, должно использоваться должностными лицами и органами государственного и муниципального управления в соответствии со своими полномочиями для обеспечения развития экономики соответствующей территории и, как следствие, обеспечения трудовых прав граждан, занятости населения, его стабильного дохода и пр.
Таким образом, эффективность использования государственного и муниципального имущества, эффективность управления таким имуществом должна оцениваться не только с точки зрения экономической эффективности, но и с точки зрения социальной полезности.
Спектр объектов государственной и муниципальной собственности не ограничен. Это может быть любое имущество.
Кроме специфических функций, которые призвана решать государственная и муниципальная собственность, спецификой обладают и методы, которыми реализуется управление такой собственностью.
Функции управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений
Функции управления имуществом, составляющим собственность государства или муниципалитетов, представляют собой реализацию полномочий собственника в отношении такого имущества субъектами, которым такое имущество передано, – специально образованными органами, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и пр.
Так, например, в системе отечественного публичного управления создан и функционирует специальный орган – агентство по управлению имуществом, которое составляет государственную собственность. Эта служба осуществляет следующие полномочия в отношении государственного имущества:
- организация продажи имущества государства в порядке приватизации;
- реализация имущества, которое было изъято для исполнения решения суда или актов органов публичного управления об обращении взыскания на соответствующее имущество и др.
Методы управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений
Специфические функции, которые призваны решать государственная и муниципальная собственность в системе публичного управления, определяют специальные подходы к управлению.
Методы управления государственной и муниципальной собственностью в условиях рыночных отношений должны соответствовать следующим принципам:
- недопустимость излишнего вмешательства государства в экономические отношения частных субъектов, то есть в рыночные отношения. Игнорирование названного принципа может привести к монополизации рынка, отдельных его секторов и выстраиванию необоснованных административных барьеров к развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в приоритетных для отечественной экономики сферах;
- формирование благоприятной среды для свободной реализации физическими лицами, организациями своих экономических прав при обеспечении поддержки приоритетных, стратегически важных для отечественной экономики отраслей.
Итак, методы управления государственной и муниципальной собственностью – это система способов, инструментов и приемов, посредством которых государство и муниципалитеты в лице должностных лиц и органов публичного управления реализуют управленческое воздействие на отношения собственности для осуществления функций и задач публичного управления.
Для управления государственной и муниципальной собственностью используются два основных вида методов:
- организационно-правовые. Эти методы опосредуют распорядительное воздействие на отношения по владению, использованию и распоряжению государственным и муниципальным имуществом и предполагают установку принципов и правил, регламентирующих процессы приобретения, передачи и иного распоряжения, а также использования государственного и муниципального имущества. Здесь применяются следующие инструменты: издание административных актов, утверждение нормативных процедур управления и пр.;
- организационно-экономические. Названные методы опосредуют управленческое воздействие государства и муниципалитетов в отношении имущества, которое передано для реализации функций публичного управления государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.
Так, к числу основных методов решения управленческих задач в отношении государственной и муниципальной собственности относятся:
- распоряжение имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, посредством его продажи;
- распоряжение имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, посредством передачи такого имуществом по договорам аренды;
- формирование на основе имущества, составляющего государственную и муниципальную собственность, предприятий;
- направление имущества, составляющего государственную и муниципальную собственность, в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций;
- распоряжение имуществом, составляющим государственную и муниципальную собственность, посредством инвестирования;
- использование государственного и муниципального имущества для решения задач публичного управления в рамках государственно-частного партнерства с представителями бизнеса.