Формы и методы участия общественности в принятии государственных решений – это сложившиеся исторически и предусмотренные законодательством механизмы, обеспечивающие учет общественного мнения при решении тех или иных государственных проблем.
Формы участия общественности в принятии государственных решений
Формы участия общественности в принятии государственных решений различаются определенным разнообразием. На формирование этих форм оказали влияние такие факторы как специфика исторического развития, национальные особенности, степень свободы в том или ином обществе.
К легитимным формам участия общественности в принятии государственных решений относятся следующие:
Участие в выборах. Выборы представляют собой механизм, посредством которого граждане отдают свой голос за конкретного кандидата на определенную должность в системе государственного управления или в составе органов государственного управления исходя из своих политических предпочтений, содержания программы кандидата, его предвыборных обещаний и так далее. Проведение выборов предоставляет возможность гражданам не только отдать свой голос, но и принимать участие в организации предвыборных кампаний, выступать в качестве наблюдателя на выборах, проводить агитационные акции и так далее;
Участие в референдумах. Референдум представляет собой механизм, посредством которого граждане высказывают свое отношением к той или иной проблеме государственного управления и предложенным путям ее решения. На референдум выносятся общественно значимые проблемы, которые, по мнению органов государственного управления и в соответствии с законодательством, государство без учета мнения общественности решать не должно. Результаты референдума в обязательном порядке учитываются при решении проблемы, вынесенной на референдум;
Участие в общественных и политических движениях и партиях. Эта форма участия граждан в принятии государственных решений предполагает объединение со своими единомышленниками относительно системы государственного управления и государственного развития для формирования политического движения или партии, способных участвовать в выборах, для последующей реализации предусмотренной программы политического управления страной. Данная форма предусматривает членство в партиях и политических движениях, осуществление волонтерской бесплатной социальной работы, помощь в работе некоммерческих организаций и групп, формируемых по интересам в политической сфере;
Участие в протестном движении. Данная форма характеризуется в рамках демократического общества предусмотренными законодательством методами осуществления, однако может при определенных условиях выходить за пределы законодательства. К числу вариантов данной формы участия общественности в принятии государственных решений относятся следующие:
- митинг, который выражается в массовом присутствии населения в определенном месте с целью публичного высказывания общественного мнения по наиболее актуальным проблемам государственного управления, имеющего общественно-политический характер;
- шествие, представляющее собой массовое прохождение населения по заранее оговоренному маршруту, направленное на привлечение внимания к какой-либо проблеме государственного управления или общества;
- демонстрация, представляющая собой форма публичного выражения настроения общества, имеющую организованный характер, осуществляемая группой граждан с применением таких средств выражения, как плакаты, транспаранты, другие средства наглядной агитации. Применение наглядной агитации выступает основным отличием демонстрации от шествия;
- пикетирование, представляющее собой публичное выражение общественного мнения, которое осуществляется без передвижения и не предусматривает использование технические средства для усиления звука за счет размещения у пикетируемого объекта группы граждан, применяющих наглядные средства агитации (плакаты, транспаранты, стяги, портреты и прочее).
Петиции, предусматривающие собой письменное выражение предложений, жалоб, требований общества органам государственной власти, требующее от последних реакции на содержание документа.
В настоящее время в Российской Федерации законодательством частично ограничивает право граждан на участие в протестное движение, требуется предварительное регистрирование планируемых акций. В противном случае участники протестного движения могут быть подвергнуты преследованию со стороны органов внутренних дел .
Методы участия общественности в принятии государственных решений в РФ
Основные методы участия общественности в принятии государственных решений в РФ делятся на два вида:
- во-первых, методы, основанные на непосредственном участии граждан в принятии государственных решений. Суть данных методов сводится к тому, что каждый гражданин получает возможность четко и конкретно высказать свою точку зрения на ту или иную проблему в форме, предусмотренной законодательством для такого высказывания. Эти методы воплощаются в таких формах непосредственного участия граждан в принятии государственных решений, как выборы, референдумы;
- во-вторых, методы, основанные на косвенном участии граждан в принятии государственных решений. Суть этих методов сводится к тому, что в большей части государственные решения принимаются не населением, а должностными лицами и органами государственного управления, избрав которые, население делегировало свои полномочия по принятию государственных решений. Выборные должностные лица и органы государственного управления, формируемые на выборной основе, получают от населения права на действия от имени большинства, отдавшего за них свои голоса. Действие таких органов государственного управления и должностных лиц государственного управления является выражением воли народа в той или иной ситуации.