Публичные слушания - это одна из форм участия населения в реализации местного самоуправления.
Сущность и значение публичных слушаний
Законодательство предусматривает механизм публичных слушаний, применяемый с целью обсуждения проектов муниципальных нормативно-правовых актов по вопросам местного уровня, обеспечивающий участие населения муниципального образования в процессе нормотворчества.
Проведение публичных слушаний может осуществляться:
- во-первых, органом муниципального управления представительного характера;
- во-вторых, главой муниципального образования.
В качестве инициаторов публичных слушаний на муниципальном уровне могут выступить:
- население муниципального образования;
- органы муниципального управления представительного характера;
- глава муниципального образования;
- глава муниципальной администрации, действующий в соответствии с трудовым контрактам.
В качестве объектов публичных слушаний могут выступать следующие документы муниципального уровня:
- проект устава муниципального образования, проект актов, вносящих изменения или дополнения в устав муниципального образования, за исключением тех случаев, когда изменения и дополнения, предусмотренные нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня без возможности их дополнения на муниципальном уровне;
- проект муниципального бюджета, отчет об исполнении муниципального бюджета;
- проект стратегии развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
- проект нормативного акта, направленного на преобразование муниципального образования.
Общий алгоритм организации публичных слушаний на уровне муниципальных образований
Правом назначения публичных слушаний на муниципальном уровне обладают следующие субъекты:
- во-первых, орган муниципального управления представительного характера в том случае, если проведение публичных слушаний инициируется населением и самим этим органом;
- во-вторых, глава муниципального образования в том случае, если инициатором публичных слушаний выступает глава муниципальной администрации или глава муниципального образования.
Требования к порядку организации и осуществления публичных слушаний устанавливаются уставом муниципального образования или нормативно-правовым актом органа муниципального управления представительного характера.
Независимо от типа муниципального образования проведение публичных слушаний требует заблаговременного оповещения населения муниципального образования о следующих аспектах:
- во-первых, о времени проведения публичных слушаний;
- во-вторых, о месте проведения публичных слушаний.
Население муниципального образования должно иметь возможность заблаговременного ознакомления с проектом муниципального нормативно-правового акта, подлежащего обсуждению в ходе публичных слушаний. Такое ознакомление может обеспечиваться путем размещения проекта нормативно-правового акта муниципального образования на официальном сайте органа муниципального управления в интернете или при отсутствии такой возможности, на официальном сайте региона, в состав которого входит муниципальное образование, или муниципального образования.
Населению муниципального образования должна быть предоставлена возможность высказывания предложений и замечаний по проекту нормативно-правового акта муниципального уровня, вынесенному на обсуждение. Обеспечение такой возможности осуществляется на официальном сайте или иными мерами, позволяющими населению муниципального образования участвовать в публичных слушаний.
Результаты публичных слушаний подлежат обязательному опубликованию.
Больше никакие вопросы, касающиеся порядка организации и проведения публичных слушаний, на уровне федерального законодательства не регулируются. Правовую основу организации и проведения публичных слушаний формируют уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты органов муниципального управления представительного характера.
Принцип правовой подчиненности предусматривает необходимость соответствия муниципальных правовых актов по вопросам проведения публичных слушаний вышестоящим актам, в частности федеральному законодательству, предусматривающему общие положения относительно публичных слушаний на уровне муниципальных образований и Градостроительному кодексу, который регулирует проведение публичных слушаний по отдельным вопросам местного уровня, например, обсуждению генерального плана, проекта правил землепользования и застройки и так далее.
Специалисты отмечают, что не все муниципальные образования в полной мере обеспечили нормативно-правовое регулирование порядка проведения публичных слушаний. Данная процедура во многих муниципальных образований фактически не регламентирована, нормативные акты муниципального уровня дублируют положения федерального законодательства, ничего не добавляя в них.
Особенности организации публичных слушаний в муниципальных образованиях, в которых функции представительного органа осуществляет сход граждан
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» некоторые публичные образования могут не выбирать представительный орган муниципальной власти.
Это относится к тем муниципальным образованиям, численность населения которых менее 100 человек, а также находится в пределах от 100 до 300 человек. В этом случае речь идет о тех жителях муниципального образования, которые наделены избирательным правом.
Такие муниципальные образования наделены правом отказа от проведения публичных слушаний по проектам муниципальных нормативно-правовых актов и вопросам местного уровня, решение которых осуществляется сходом граждан.