Булгаков Сергей Викторович ($1871 – 1944$) православный священник, русский философ, экономист, создатель концепции о Софии Премудрости Божьей.
Был увлечен марксизмом и представлял направление легальный марксизм, имел знакомства в Карлом Каутским, Августом Бебелем, Виктором Адлером, Георгием Плехановым.
Получив стипендию, Булгаков уезжает за границу, для дальнейшего развития своих теорий, встречаясь с видными лицами германской социал-демократии. Итогом его стажировки был труд и его магистерская диссертация «Капитализм и земледелие».
Философская система Булгакова
Под воздействием философии Канта Булгаков начинает позиционировать себя как философ-идеалист, превознося историческую роль ценности доброты и красоты. Из этого понимания философия Вл. Соловьёва, в основе которой христианство представлялось организующим принципом общественной творческой активности, становится для Булгакова итогом всей философской мысли. На этом пути Булгаков пишет ряд статей «От марксизма к идеализму» $1903 $год. С этого момента начинается его пик общественной деятельности в качестве философа.
Он принимает участие во многих начинаниях, акцентирующихся на религиозно-философском возрождении в журналах «Новый путь», «Опросы», «Вехи», «Вопросы религии», «О Владимире Соловьеве». Это были важные моменты для продуцирования основных и ключевых идей для русской религиозной мысли. Булгаков переходит от своей обычной публикации лекций и статей уже к более зрелым темам культуры, религии и собственным философским концепциям. В революционный период Булгаков отходит к церковно-православному мировоззрению, принимает священство, занимая важные позиции в церковных кругах, принимая активное участие в деятельности «Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви» $1917-1918$ года.
Октябрьская революция воспринялась Булгаковым как абсолютно отрицательное событие для России и подкрепил своё мнение диалогом «На пиру богов».
Во время гражданской войны Булгаков был оторван от деятельности церкви и от публицистической работы, поэтому всё его внимание было направлено на интенсивную работу в области философии.
Начиная осмысливать свой взгляд на синтез философии и христианской догматики, он приходит к мнению, что христианство может выразить себя без трансформации и искажения только лишь в форме догматического богословия.
В $1922$ году, как и многие культурные деятели страны, Булгаков попадает в список Государственного политического управления, подготовленный по распоряжению Ленина, и подвергается высылке из России. Обосновавшись в Праге, Булгаков начинает преподавать в качестве профессора церковного право и богословие на юридическом факультете Русского научного института.
В $1925$ году Булгаков уезжает в Париж, где начинает вой проект Православного Богословского Института, где стал профессором кафедры догматического богословия. Был отцом-основателем Русского студенческого христианского движения. Мысли и основные работы в области политэкономии:
- «О рынках при капиталистическом производстве»
- «Что такое трудовая ценность»
- «К вопросу о эволюции земледелия»
Булгаков выступал с осуждением основных взглядов на политическую экономии начала $20$ века и тот рост материальных нужд, который является фундаментальным принципом экономического развития. Сам по себе экономический прогресс не отрицается Булгаковым, но если он не становится преобладающим над человеческим и культурным прогрессом. Пройдя путь от марксизма к идеализму, Булгаков представил огромный спектр своих философских воззрений.
Его личное духовное просветление предлагало альтернативный путь развития для России, уводящий ее от революционных катастроф. Отрицая насильственные преобразования, свержение одного класса другим, Булгаков предлагает иное мировоззрение – подвижничество, которое ведет изменение личности, это требует внутренних подвигов, а не внешних. Путь открытого героизма приведет страну только к кровавым итогам.