Гессен Сергей Иосифович ($1887 - 1950$) философ, последователь неокантианской философии, публицист, педагог.
Философия Гессена
Гессен изучал философию в Первой петербургской гимназии, а так же в университетах Гейдельберга и Фрайбурга. Учителями Гессена в этот период были В. ВИнднльбанд, Э. Ласк, И. Кон, Г. Риккерт, который был куратором его докторской диссертации на тему «Об индивидуальной причинности» ($1909$).
Гессен состоял в «гейдельбергском философском содружестве», которое объединяло немецких и русских неокантианцев. Вернувшись в Россию, в $1913$ году, Гессен преподает философию в университетах Петербурга, Томска, Варшавы, Праги.
Формирование в качестве философа завершилось в журнале, настроенном на неокантианский лад, «Логос», членом которого он становится. Особый интерес отдавался философии баденского неокантианства.
«Логос» являлся международным журналом по философии кульутры, который выпускался в России в период $1910 – 1914$ годы, в котором многие русские философы, и особенно, Гессен, принимали активное участие в редакционно-изадетельской деятельности.
Анализируя философские идеи Риккерта, отмечал его значение в формулировании гносеологического монизма формы, который способен отстоять свободу и полноту эмпирических наук, согласовывая требования эмпирии с требованиями философии.
В работе «Мистика и метафизика» Гессен представил свою оценку «метафизического мистицизма» как разновидности метафизики. С $1925$ года, в Праге Гессен направлял свою деятельность на возобновление журнала «Логос», но его интересы вскоре перешли на изучение философии права и философии воспитания.
В послевоенные годы Гессен пытался сформулировать свою философскую систему , в которой бы был представлен единство онтологизма, характерного для русской философской традиции и немецкого гностицизма, но так и не смог довести эту работу до конца.
Достижения в педагогике
Педагогика в понимании Гессена была прикладной философией, целью которой было как приобщение человека к культуре, а так же формирование нравственной и свободной личности.
Известные работы в области педагогики:
- «Основы педагогики» - один из лучших трудов по педагогике своего времени, в котором осмыслен многолетний опыт мировой педагогики в сочетании с лучшими традициями России и перспективами развития этой области.
- «О противоречии и единстве воспитания»
Гессен проводил педагогически-философские анализы крупнейших и выдающихся течений русской и западной педагогической мысли конца $20$ века. Его философски ориентированный подход к педагогике сфокусировал её в центре основных вопросов культуры, личности и индивидуальности, раскрыв в этом ценностное отношение к образованию.
Гессен видел в педагогике теоретическую науку о должном, расценивая её как прикладную философию. Важной задачей в педагогической области Гессен видел развенчание убеждения о национализме в системе общего образования:
«всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».
В общем итоге достижения Гессена на почве педагогики блыо нацелено на то, чтобы показать именно практическую ценность философии и силу личности, способную проникать в духовные ценности культуры. Преподавание, по мнению Гессена, не должно стремиться к передаче фактических знаний, а транслировать не высказанное знание.
Гессен в своей работе «Основы педагогики» отмечал, что:
«могущество индивидуальности корениться не в ней самой, не в природной мощи её психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается и тело и душа и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений».