Франк Семен Людогович ($1877 – 1950$) - русский философ, религиозный мыслитель, член сборников «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины».
Основные труды:
- «Теория ценности Маркса»
- «Философия и жизнь»
- «Предмет знания»
- «Душа человека»
- «Крушение кумиров»
- «Реальность и человек»
- «Метафизика человеческого бытия»
На путик к философии
Цель его философии: синтез религиозной веры и рационального знания, в рамках апофатической философии и христианского платонизма, опираясь на философию Плотина и Николая Кузанского.
В ранний период своего творчества Франк примыкал к идеям марксизма, что повлияло в выборе его будущего места учебы на юридическом факультете Московского университета, за что был исключен из учебного заведения. В $1903$ году по приглашению П. Б. Струве Франк начал сотрудничать с журналом «Проблемы идеализма», который публиковал антимарксистские мысли.
Не найдя согласия с царской политикой, Франк становится членом общества «Союз освобождения», лозунгом которого была политическая свобода. Свой первый труд Франк издал в $1900$ году «Теория ценности Маркса», где марксизм повергался критической оценке. В «Проблемах идеализма» выходит его этюд «Ницше и любовь к дальнему». С этого периода вся творческая деятельность Франка была сфокусирована сугубо на философской тематике.
В связи с политическими изменениями в России, в $1922$ году Франк так же был выслан из страны, в следствие чего поселился в Берлине, войдя в общество Религиозно-философской Академии при Бердяеве. Затем переезжает во Францию, и оттуда в Лондон.
Философия Франка
Франк понимал познаваемый мир как то, что окружено таинственной бездной «непостижимого». Это трансцендентальная и ни к чему не сводимая реальность, открывающаяся в нашем опытном сознании.
«Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» $1939$ год – работа Франка в области гносеологии. В ней он полно раскрывает свои идеи касательно природы познания, с его типами в их своеобразии, а также сопряженный взгляд на философию религии. Не только в мире и в не мира, но и в самых непознанных недрах мира «мы чуем непостижимое, как некую реальность, которая, по-видимому, лежит в каком-то совсем ином измерении бытия, чем предметный, логически постижимый, сходный с нашим обычным миром».
В этом учении Франк формулирует два различных типа бытия:
- Предметная действительность
- Реальность
Для предметной действительности характерен синтез внешних сознанию необъединённых предметов и явлений, имеющих свои четко характерные свойства.
Для реальной действительности характерна слитность, универсальность бытия, не имеющим никаких качеств, границ, она беспредельна и бесконечна, непрерывно становящаяся и переходящая из одного в другое.
Такое принципиальное различие двух уровней бытия предполагает разные типы познавательного процесса. Своеобразие одного из таких типов познания позволяет позиционировать и мыслить познаваемый предмет как что-то внешнее субъекту, не имеющей значимости, и обладающий пассивностью. Такое предметное познание обеспечивает трезвое и рассудочное восприятие мира. Интуитивное знание, напротив не разделяет объект и субъект, а пронизывает их.
Объект берёт на себя внутреннюю деятельность. Результатом этого процесса является то, что знание перестаёт пониматься как безличное. Человек в этом смысле выступает средством онтологического познания. Но Для Франка было важно «рационально выразить сверхрациональное существо реальности». Это то, что он называл трансцендентальным. Нечто третье, что находится над рациональным и иррациональным типом познания. Но в своей глубине реальность непостижима. Для этого необходимы процессы самовыражения реальности, через художественно-выразительные средства.