Грот Николай Яковлевич ($1852 – 1899$) – русский философ-идеалист, психолог, руководитель «Московского психологического общества» с $1886$, соредактор журнала «Вопросы философии и психологии».
От идей позитивизма Грот дошёл до своей собственной философской системы монодуализма, ставя в центр «постижение умозрительным способом абсолютно достоверных качественных отношений опыта».
Ключевые труды
- «О Душе и ее связи с учениями о силе»
- «Основные моменты в развитии новой философии»
- «Философия и ее общие задачи»
Выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, где представил свою первую значимую работу на тему «Опровержение Платона и пифагорийцев по метафизике Аристотеля». Спустя год после стажировки в Германии, Грот начинает читать лекции по психологии, логике и истории философии в Историко-филологическом институте в Нежине.
Получил степень магистра за диссертацию на тему «Психология чувствований в её истории и главных основах» $1880$. Свою докторскую работу Грот защищал по теме «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов» $1882$.
Философская система
С $1886$ и до конца своей смерти работал профессором в Московском университете на кафедре философии.
Ранний период философии Грота был подвержен влиянию К. Д. Кавелина, известного общественного деятеля, автора знаменитой «Записки об освобождении крестьян», имевшая революционный фурор в России, а так же идей позитивизма, особенно Спенсера.
Со временем взгляды Грота поменялись в сторону метафизики и поиску естественнонаучной базы для аксиологии и этики. В процессе свой деятельности Грот предпринимал попытки синтезировать системы Канта, Шеллинга, Шопенгауэра и Гартмана. В своем учении отдавал предпочтение идее реальности сознания Вселенной, где человек наделялся сверхвременным началом, которое было вложено в него Богом.
В своей психической теории единицей анализа выделял «психический оборот, в который входили:
- Ощущения – обработка внешнего впечатления организма
- Чувствования – трансформирование внешнего впечатления во внутреннее
- Мышление – движение, вызванное впечатлением
- Воля – движение организма по направлению к предмету
В своём труде «Основания экспериментальной психологии» $1896$ года Грот представил модель становления психологии, обладающую качествами, присущими экспериментальной науке: объективность, естественность.
Выступал на практическое использование психологии, и её связь с медициной, педагогикой, юриспруденцией.
Грот о проблеме эмоционального развития
Эмоциональное развитие - Ключевая идея его философии. В работе «Психология чувствований в её истории и главных основах» $1880$, Грот применяет законы дифференциации и интеграции к психологии, апеллируя к тому, что имеется возможность экспериментально исследовать эмоции. Объединяя традиционную проблему своего времени по поводу формирования эмоций с развитием нравственности, Грот по новому раскрывает вопрос свободы воли, соединяя ее с характером зависимости человека от своего состояния. Поставленная проблема свободы воли, как считал Грот, может быть решена только если будет основываться на самосознании человека, иными словами, когда человек осознает свободу своего выбора в той или иной деятельности.
Понятие о метафизике
В статье «Что такое метафизика», в которой прослеживается переход Грота от психологиста к метафизике, и позитивистского отрицания метафизики к установлению надэмпирической действительности, от отрицания свободы воли к ее защите.
Метафизика рассматривается Гротом в качестве научного элемента в философии. В центре понятия метафизики Грота расположено понятие силы, включающее в себя силу духа и материи.
Активная сила имеет своё начало в духе, материя имеет начало в пассивной силе. Развитие пассивной силы происходит от природных сил, стремясь к силе жизни и далее к силе сознания. Это желание утвердить познаваемость духовной силы при помощи эмпирической психологии. Находясь под воздействием философских идей А. Шопенгауэра, Грот утверждает примат «мировой воли», которую Бог вложил в природу, наполнив ее нравственным содержанием.