Бердяев Николай Александрович ($1874 – 1948$) крупнейший русский политический, религиозный философ первой половины $20$ века, представитель экзистенциализма и персонализма, получил свою репутацию в качестве философа свободы.
Философские воззрения
Своей ключевой и центральной проблемой Бердяев обозначал смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.
С начала $90$х годов Бердяев придерживался марксисткой идеологии, но после с С. Н. Булгаковым перешёл «от марксистской лже-соборности, от декадентского-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства». Бердяев состоял в сборниках «Проблем идеализма» и «Вехи».
В $1922$ году Бердяев насильственно высылается из России на «философском пароходе», организованный Ленином для всех неугодных советскому режиму граждан. В конечном итоге обосновался в Париже, где начал активную общественную деятельность и издательство журнала «Путь», именуя себя «органом русской религиозной мысли».
Основные работы Бердяева:
- «Философия неравенства»
- «О рабстве и свободе человека»
- «Духовный кризис интеллигенции»
- «Философия свободы»
- «Русская идея»
- «Самопознание»
Свобода, творчество и личность – те основы, которые вошли в структуру его философского учения.
Первоисточник бытия, по мнению Бердяева, свобода в волеизъявлении личности и ее творческое начало. Человек является микрокосмом и поэтому имеет в себе всё:
«личность человеческая более таинственна, чем мир».
Главным смыслом человеческой будет как исполнение святости и библейских заповедей, так и следование свободному творчеству, которое предсталвяет собой выражение потенциальной гениальности всех людей. Педагогика в этом плане по необходимости направляется на развитие человека, а не на его исправление.
Философская система Бердяева является синтезом многих разнообразных источников: от Канта, М. Бёме, до Шопенгауэра и Ницше. Из русских философов большое влияние на Бердяева оказали Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев. На более зрелом этапе его философия бфла представлена одной из немногих в Европе разновидностей христианского экзистенциализма.
Философию Бердяева без сомнения можно назвать антропоцентричной, поскольку она всегда затрагивала проблемы духовности, свободы, человека, личности, творчества, судьбы и смысла жизни.
Сам Бердяев неоднократно выражал это такими словами:
«Личность вообще первичнее бытия».
Бытие воплощает причинность, необходимость и пассивность, дух воплощает свободное начало, активность и творчество. Термин объективный мир у Бердяева заменяется на «объективированный мир», понимая его в качестве «объективации реальности», которую породил субъектный дух.
Ключевым значением в человеке, по мысли Бердяева, является то, что может определить его внутренний мир, а не внешний. Личность находится в области религиозного сознания, а это значит, что человеческая сущность, в её проявлении, уникальности понимается только в ее отношении к Богу.
Концепция религиозного персонализма
Концепция религиозного персонализма Бердяева дополняется учением о «коммюнотарности». Это разновидность метафизического и мистического коллективизма, которая выработана русской народной жизнью и философской культурой России, отсчитывая своё начало от славянофилов.
«Коммюнотарность» противопоставляется западной теории и практики индивидуализма, который понимается как дегуманизированная машина цивилизации.
Философия истории у Бердяева пропитана идеями эсхатологии. Он рассматривает 3 типа времени:
- Космическое
- Историческое
- Экзистенциальное, метаисторическое
Важный вопрос, который волнует Бердяева в этой проблеме – каким образом «метаистория входит в историю» и обоснованность приближения конца истории. Эти настроения прослеживаются в последних трудах философа.