Федоров Николай Федорович ($1829 – 1903$) русский философ-футуролог, религиозный мыслитель, основоположник русского космизма. Имел прозвище – «Московский Сократ».
Космизм представляет собой религиозно-философское и художественно-эстетическое направление, в основе которого заложено представление о космосе, который понимается как организованный и упорядоченный мир, где человек выступает гражданином мира.
- В философской трактовке космизм полагается антитезой хаосу, что было ранее сформулировано в момент становления греческой философии.
- В религиозной трактовке космизм был существенной составляющей теологии.
- В научной трактовке космизм подразумевал космогонию – теории о рождении и эволюции Вселенной.
В России космизм был представлен как течение религиозно-философского характера, которое основано на холистическом мировоззрении (приоритет целого по отношению к его частям). Для него характерно осознание всеобщей взаимообусловленности, единства, поиск места человека в Космосе. Так же космизм включает в себя науку, философию, религию, искусство, оккультизм, эзотерику.
Более структурировано космизм представлен в работах по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, космоэстетике. В теории космизма Федоров разработал базовую идею, которая составляет парадигму русского космизма. Жизнь в целом, человечество – закономерная эволюционирующая система. Это своеобразный синтез идей православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания.
Философские взгляды
Учение Федорова вызвало положительный резонанс в философском сообществе, его идеи были горячо приняты Ф. Достоевским, Л. Толстым и В. Соловьёвым. В. Соловьев с вою очередь отзывался о Н. Федорове следующим образом:
«Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров. Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным. Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель».
Своеобразие учения
Ценность философии Федорова заключалась в том, что он смог сформулировать такие мировоззренческие позиции, благодаря которым появилась способность открыть иные пути для осознания места и роли человека в мире и Вселенной.
В отличие от всех прочих мыслителей, которые пытались, на основе восточной религии и оккультизма, сконструировать универсальное космическое мировоззрение, Федоров был глубоко религиозным человеком. Он полагал, что учение Христа и его идея телесного воскрешения, которая побеждает смерть, должна реализоваться при помощи творческих усилий человечества, которое объединится в братскую семью.
Федоров – философ памяти, отчествоведения. Его труды полны темами русской и мировой истории и культуры. Он выдвигал концепции по сохранению культурного наследия, внёс большой вклад в развитие краеведения, боролся с исторической беспамятностью, ратовал за единение поколений.
Возможно, одна из фундаментальных идей Федорова заключается в обосновании общепланетарного мировоззрения. Сейчас его можно назвать «мировоззрением третьего тысячелетия». Это представление человека как сознательно-творческого существа, как агента эволюции. Он несет ответственность за мир и всё живое в этом мире, планета понимается им как «общий дом», где остро ставится вопрос о взаимоотношении человека с природой, её ресурсами. В фокусе философов-космистов ставится задача рассмотрения вопроса экологии, который должен решать глобальные проблемы современности. Кроме этого выдвигается идея о диалоге наций и культур, которые должны вносить свой вклад в общее дело – строительство ноосферы.
Это направление в сторону межнационального согласия, противостоящее шовинизму. Федоров в полной мере считается предтечей ноосферного мировоззрения, идею которого раскрыл В. Вернандский.