Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии

Биография Конта

Огюст Конт родился в Монпелье, во Франции, в семье сборщика подати. С самого детства Конт проявлял большой интерес к учебе, а в особенности к математическим дисциплинам. Окончив лицей, он поступает в Париж в Политехническую школу, где становится одним из лучших учеников. Однако в это же время проявляет себя категоричный и неуживчивый характер Конта – из-за конфликта с одним из преподавателей он вынужден вернуться в Монпелье, а школа на время прекращает свою работу.

Вопреки пожеланию родителей Конт возвращается в Париж, где пытается найти для себя работу. Ему удается стать соратником и учеником Сен-Симона, и именно с этого события начинается творческий и философский путь Конта. Все его творчество можно разделить на три периода:

  • первый (1819-1828) – время сотрудничества с Сен-Симоном;
  • второй (1830-1842) – время создания позитивной философии;
  • третий (1845-1857) – время создания социологии и позитивной религии.

Первый период начинается с участия Конта в развитии философских и социальных идей Сен-Симона, одним из первых самостоятельных произведений Огюста становится первая часть к труду его учителя «Катехизису промышленников», которая получила весьма высокую оценку многих ученых и философов. Вместе с тем, в это же время происходит расхождение между мыслителями. Конт критикует Сен-Симона за чрезмерную «романтичность» и увлечение религиозными вопросами в противовес науке, а Сен-Симон делает ему замечания в обратном.

В этот же период закладываются и основы позитивизма Конта, он стремится очистить науку и выдвинуть ее на первое место, в том числе и в социальном устройстве. Однако в его планы вмешивается непредвиденный фактор – в 1826 году во время чтения курса позитивной философии перед узким кругом коллег у Конта происходит первый эпизод психического расстройства. На фоне значительного стресса и напряжения он бросает все и уезжает в Монморанси. Гражданскую супругу, которая с трудом его там находит, Конт бросает в озеро. В результате Конта помещают в лечебницу, а затем он продолжает лечение дома под присмотром жены и матери.

«Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

После успешного курса лечения начинается второй период творчества Конта. Он заканчивает свой курс позитивной философии и собирается читать его уже для большой аудитории. Кроме того, вместе с другими учеными Конт начинает начитывать бесплатные публичные лекции по естественным наукам для трудящихся, так как искренне считает, что только научные знания способны преобразовать общество. Конт получает место преподавателя в Политехнической школе, обретает положение и состоятельность, однако в попасть в научное сообщество ему не удается, так как министр просвещения Гизо характеризует его как старательного, но фанатичного.

В 1842 году наступает новый переломный момент в судьбе философа. Оставляя науку в стороне он увлекается религиозно-политической проблематикой, что выливается в создание позитивной религии и претензии Конта на звание первосвященника этого нового формирования. Он ссорится как с коллегами, так и с собственной супругой, из-за чего теряет работу и разводится. С этого момента Конт начинает существовать исключительно на средства, собираемые его поклонниками и последователями, что также укрепляет его уверенность в исключительности и священстве собственной особы.

Еще большему погрязанию в религиозных проектах поспособствовала скоротечная и платоническая связь Конта с Клотильдой де Во, которая погибла спустя год после начала их отношений. Ее смерть произвела большое влияние на Конта. Он ставит перед собой цель нравственного и социального перерождения народов, которое может произойти лишь под руководством новой позитивной религии, главным лицом которой он является. Конт стремится найти поддержку своим идеям у сильных мира – русского императора Николая I, великого визиря Рашид-паши, но наибольшее внимание он уделяет ордену иезуитов.

Конт буквально осаждает главу ордена своими посланиями, в которых требует свершить фактически религиозную революцию и встать под его знамена. Орден вначале вежливо отказывает философу, а затем вовсе игнорирует его. Конт умирает в 1857 году, будучи в ссоре со своей супругой и ближайшим учеником Литтре, которые затем долгое время пытаются доказать психическую неадекватность философа в последние годы жизни.

Позитивная философия Конта

Одним из наибольших достижений Конта является создание позитивной философии. Изначально Конт ставит перед собой задачу обобщения и очищения всего научного знания, на базе единой обобщающей системы, которой и должна выступить философия. Выбирая в качестве критерия надежность и воспроизводимость результатов методик, присущие математике и естественным наукам, Конт стремится последовательно критически оценить всю базу знаний, накопленную человечеством и исключить из нее любое двойственное, метафизическое, и уж тем более религиозное или мистическое знание.

На протяжении первого и второго этапа Конт рассматривает научное знание как высшее благо, в то время как знание метафизическое характеризуется им как ложное и бесполезное для человечество. Однако позднее Конт ставит перед собой задачу преобразования позитивной философии в позитивную религию, способную стать базисом для управления обществом.

Социология

Замечание 1

Также Конт является одним из отцов социологической науки. Именно им был введен в научный оборот термин «Социология» вместо термина «Социальная динамика», использовавшегося ранее.

Конт рассматривал общество в качестве единого, живого организма каждый процесс в котором затрагивает всю его деятельность, а динамика в положении или состоянии отдельных классов отражается на всем благополучии общества. В социологической науке Конт выделял два раздела:

  • статику, ориентированную на исследования общества в настоящем, его структуры, процессов, взаимосвязей, ролей классов, соц. институтов и т.д.;
  • динамику, задачей которой является изучение исторического процесса развития общества.
Замечание 2

Идеалом общества с точки зрения Конта является гармоническая система со строгой иерархией, разделяющей три класса – промышленников, рабочих и ученых. Промышленники обязаны создавать капитал и рабочие места, рабочие работать, а ученые исследовать и управлять обществом.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot